Loading...
Как написать сериалКухня сценаристаСценаристам

Как написать телесериал / Часть 9: Гимнастика для сценаристов

Мастер-класс ведет Александр Молчанов

На прошлом занятии я рассказал вам о том, как написать заявку. Судя по количеству выполнивших последнее задание, все отправили свои заявки непосредственно на телеканалы)))

Сегодня мы заканчиваем наш онлайн-мастер-класс, который растянулся почти на семь месяцев. Предварительные, количественные, итоги следующие:

Около 9 с половиной тысяч читателей,
Около 1500 постоянных участников,
10 очных мастер-классов гильдии сценаристов в Доме кино, на каждый из которых приходило от 80 до 110 человек,
24 выпуска онлайн-мастер-класса, не считая бонусов.
И самое главное:
Около 15-20 человек по итогам мастер-класса приняли решение продолжить учебу во ВГИКе и на высших сценарных курсах.

Всем спасибо, было очень прикольно. Продолжение непременно последует, о чем будет объявлено дополнительно. Все выпуски мастер-класса, собранные в один файл, будут выставлены в свободный доступ примерно через неделю. Редактирую потихоньку, вылавливаю последних блох.

А сегодня читайте последний выпуск мастер-класса перед каникулами:

Гимнастика для сценаристов

Написание сценариев требует не только таланта, но и навыка. Навыки можно тренировать. Вот несколько упражнений, которые помогут развить креативные способности. А также скрасят минуты ожидания в метро, дорожной пробке или очереди.

1. Главное в хорошей истории – это герой. Героя можно найти где угодно. Да хоть бы и в метро. Главное, что у каждого героя должно быть сокровище, тайна, недостаток и цель (СТаНЦия). Вот напротив вас в метро сидит человек. Подумайте, какое у него может быть сокровище? Может быть, он умеет читать мысли? Или пишет гениальные стихи? А какая у него тайна? А куда он направится, когда выйдет из метро? Герои вокруг вас, нужно только уметь их видеть.

2. А теперь давайте придумаем какое-нибудь необычное место действия. Мы пока не знаем, что там происходит. Нам нужно придумать место. Объект. Бар? Тир? Заброшенный склад? Подводная лодка? Попробуйте представить себе это место в деталях. Какого цвета стены. Какой запах. Какие звуки. Сколько дверей и окон. Какое расстояние от стены до стены. Сценарист должен не только уметь придумывать миры, но и очень хорошо в них ориентироваться.

3. Для того, чтобы придумывать миры, нужно уметь наблюдать мир, который нас окружает. Есть маршруты, по которым мы ходим каждый день и никогда их не замечаем. Сколько деревьев вы видите по дороге от дома до работы. Какие это деревья? Какие дома? Автобусные остановки? Киоски? Как выглядит продавщица в киоске? Нужно учиться наблюдать – всегда можно увидеть что-нибудь необычное.

4. А когда вы научитесь наблюдать, нужно научиться запоминать. Посмотрите за свой стол. Закройте глаза и попробуйте перечислить все предметы, которые есть на столе. Посмотрите в окно. Закройте глаза, перечислите, что вы видите. Посмотрите на человека напротив вас. Закройте глаза и подробно опишите его – что на нем надето, какое лицо, какие руки, какая мимика.

5. Когда вы придумываете историю, чаще всего вам требуется связь между людьми. Попробуйте придумать, что может быть общего между деревенским почтальоном и президентом Бельгии. А между океанологом и продавцом в супермаркете? Чем больше связей вы придумаете и чем оригинальнее они будут – тем лучше.

6. Обращайте внимание на предметы. Любая деталь в интерьере может стать значимой для сюжета. Нужно уметь обращаться с предметами. А для этого нужно уметь придумывать для них необычное применение. Например, карандашом можно писать письмо, а можно убить. А что еще можно сделать карандашом? А настольной лампой? А пивной кружкой? А ежедневником? А перчаткой?

7. Ваш герой подходит к двери. Открывает ее. Что он видит за дверью? Человека с пистолетом? Врача? Инопланетянина? Хор старушек?

8. Попробуйте придумать действие, с помощью которого герой может выражать свои эмоции. Например, ему холодно – он трет руки и дует на них. Ему страшно – он закрывает голову руками. Ему обидно – он тихо плачет. А как он злится? Как нервничает. Страдает от голода? Скучает? Думает. Радуется?

9. Один из двигателей сюжета – необычное событие. Но неожиданной может быть и реакция на событие. Например, герою говорят, что он получил наследство от дядюшки самых честных правил. Что он делает? Радуется? А может, наоборот, начинает рвать на себе волосы, поскольку очень любил бедного дядюшку.

10. Одну и ту же информацию герой может сказать разными словами. Например: «Я иду домой». Или: « я сваливаю до хаты». Или: «Я почапал в берлогу». Или: «Хоум свит хоум ждет меня». Попробуйте взять простую реплику и придумать наибольшее количество вариантов сказать то же самое, но другими словами.

Удачи!

АПД: кто не дописал заявки, спокойно дописывайте, дедлайн в четверг. Разбор заявок — в следующий понедельник.

 

Автор: Александр Молчанов

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *