Loading...
Как написать сценарийСценаристам

Как написать сцену. 11 шагов от Джона Огаста

01658_02

Джон Огаст – американский сценарист, продюсер и режиссер, автор сценариев к таким фильмам, как «Крупная рыба», «Чарли и шоколадная фабрика», «Труп невесты», «Ангелы Чарли», «Железный человек» и другие.

11 шагов для написания сцены

1. Спросите себя ? Что должно случиться в этой сцене?

Многие пособия по сценаристике говорят — нужно фокусироваться на том, чего хотят персонажи. Это неверно. Персонажи не несут ответственности за сюжет. А вы несете. Если бы персонажи могли контролировать события, большинство предпочли бы избежать конфликта, и все фильмы получались бы невероятно скучными.

Поэтому вопрос не в том, «что бы могло случиться?», а только в том, «что должно случиться?» Если у вас уже есть первоначальный план, пора взглянуть на него с этой точки зрения.

2. Спросите себя ? Что случится, если убрать эту сцену?

Представьте, что редактор перепутал страницы и случайно пропустил эту сцену. Будет ли сценарий по-прежнему иметь смысл?

Если да, — значит, вам на самом деле не нужна эта сцена, и писать ее нужно.

«Но ведь она такая драматичная! — скажете вы. — Но ведь она такая смешная!»

Впишите эту драматичность или комедийность в те сцены, которые являются ключевыми. После нескольких снятых фильмов вы поймете, что в кино все, что может быть вырезано, будет вырезано. Поэтому всё лучшее вкладывайте в те сцены, которые абсолютно точно останутся.

3. Спросите себя ? Кто необходим для этой сцены?

Сценарии часто засорены персонажами, которые ничем не заняты в течение всей истории. Легко заметить, что ваш персонаж Хэверсмит ничего не сделал и не сказал на протяжении пяти страниц. Если он вообще ничего не делает, избавьтесь от него.

4. Спросите себя ? В каком месте должна происходить сцена?

Самое очевидное место для сцены – это, как правило, одновременно и самое неинтересное, поэтому не спешите помещать вашу сцену в полицейскую камеру, гостиную или гараж. Всегда думайте о том, какие действия могут совершать персонажи, даже если это не будет напрямую связано со смыслом сцены. Момент сближения отца и сына будет смотреться по-разному на скотобойне и на турнире по боулингу на траве.

5. Спросите себя ? Что могло бы быть в этой сцене самым неожиданным?

Разрешите себе отойти от предварительного плана и поразмышлять над самыми дикими вариантами. Что если машина врежется в стену? Что если ваш герой подавился и умер?

В большинстве эпизодов не будет таких неожиданностей. Но в фильме нужны хотя бы несколько абсолютно внезапных моментов, поэтому спросите себя – может, эта сцена как раз одна из них?

6. Спросите себя ? Это длинная или короткая сцена?

Нет ничего более удручающего, чем писать великолепную мега-сцену на трех страницах и понимать, что вы могли добиться того же результата на одной четверти страницы. Поэтому сначала спросите себя: сколько экранного времени я хочу уделить этой сцене?

7. Придумайте три разных варианта начала сцены.

Сцену можно начать с изображения или диалога, которые напрямую связаны с финалом предыдущей сцены. Но не останавливайтесь на этом варианте. Найдите как минимум три разных возможности начала вашей сцены.

8. Проигрывайте сцену в своем воображении.

Как минимум 50% рабочего времени сценарист сидит с закрытыми глазами и проигрывает еще не написанные сцены в голове. Первые несколько раз эти внутренние репетиции с мизансценами будут даваться тяжело. Но в конце концов вы услышите, как персонажи разговаривают друг с другом, а их смутные движения станут отчетливыми.

Этот процесс «прокручивания в голове» имеет ключевое значение. Не спешите с ним. Позвольте сцене сконцентрироваться. Бормочите диалоги. Погрузитесь настолько глубоко, насколько можете.

9. Записывайте наброски.

Наброски — это быстро записанная шпаргалка, напоминающая вам о великолепной сцене, которую вы только что увидели в своем воображении. Не пишите длинные изречения. Не записывайте полностью диалоги. Это должно занимать не более пяти минут. Просто набросайте самое главное, чтобы не забыть эту сцену, пока будете ее писать.
Я обычно пишу от руки тоненьким почерком – иногда даже буквально на обороте конверта, но можно и печатать.

Вот пример:
ДУНКАН ожидая на краю сиденья (напряженно)
ИТО Я один из докторов вашей жены
Авария
Серьезные повреждения, многочисленные травмы, сожалею, не смогли ее спасти
(сидит, рефлекторно)
характер повреждений, плод не выжил бы в утробе. Фельдшер смог сделать кесарево мальчик здоров
(кивая, не слыша)
медсестра может отвести вас к нему, много заботы
что
много заботы
отвести меня к нему? К кому? / Вашему сыну / Моя жена не была беременна

Это не имеет никакого смысла для всех, кроме меня. Это нормально. Наброски нужны, чтобы вы не потерялись и не запутались во время написания полной версии сцены. Кстати, пришло время для следующего шага.

10. Запишите сцену полностью.

Если вы печатали свои наброски на компьютере, не пытайтесь теперь расписать их полнее. Начните сначала. Наброски были намеренно небрежными, а переписанная чепуха — по-прежнему чепуха.

Набросок — это только эскиз сцены. Вы можете отклоняться от первоначального варианта, если новые идеи действительно лучше. Но если вы честно проиграли сцену в своем воображении, можете быть уверены, что вы на правильном пути.

Дальнейшее зависит от характера сцены, но, скорее всего, самым важным будет работа над диалогами. Фокусируйтесь на поиске точных слов не только для диалогов, но и для описания персонажей, действия и тона, — так, чтобы читатели тоже увидели эту сцену в своем воображении.

11. Повторите заново.

Большинство фильмов состоит примерно из 200 сцен, поэтому у вас есть прекрасная возможность попрактиковаться.

Источник – блог Джона Огаста (John August).

Перевод – Мария Огнева

 

Читать еще по теме:  Как написать сценарий / Часть 7: Что делает сцену сценой? (мастер-класс Александра Молчанова)

Как написать идеальную сцену

Комментарии:

1 comment
  1. sdfsdf

    Статья — говно.
    «Если да, — значит, вам на самом деле не нужна эта сцена, и писать ее нужно.»
    не нужна = нужно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *