Loading...
Драмафон

«Осенний Драмафон»: рецензия от Григория Каковкина

Публикуем отзыв режиссера и сценариста Григория Каковкина сразу на два сценария:

«Руслан и Людмила» Юлианы Весны

 «Анна» Ярослава Яканьева

Григорий_Каковкин

 

Писатель, журналист, сценарист, режиссёр документального кино, фотограф.

Окончил философский факультет МГУ. Работал в журналах: «Сельская молодежь», «Открытая политика», в газетах: «Известия», «Литературная газета». Был главным редактором ряда журналов: «Русские горки», «Дисконт и сейл», «Добрые люди», других.

Сценарист и режиссер более двадцати документальных фильмов.

Пьеса «Ветер нужен парусам» вошла в шорт-лист международного драматургического конкурса пьес для детей и подростков «Маленькая премьера — 2011″.

Роман «Мужчины и женщины существуют» вышел в издательстве «АСТ» в мае 2011 года, номинирован журналами «Дружба народов» и «Вестник Европы» на литературную премию НОС (Новая словесность) и вошёл в «Длинный список» Национальной литературной премии «Большая книга» сезона 2011-2012 гг.

 

Юлиана Весна «Руслан и Людмила»

(перейти к тексту)

Ярослав Яканьев «Анна»

(перейти к тексту)

Есть работы, которые в принципе за кругом внятного, критического обсуждения, в них невозможно взвесить баланс удачного и провального, потому что авторы таких работ не поняли, что такое драматургия, конфликт, что такое диалоги героев, образ героя, история, смысл произведения и так далее. Конечно, можно и не знать, не изучать, а по наитию, по подсказке сверху писать и думать целыми сценами. Увы, мне достались такие попытки написать кино, которые только по форме записи напоминают сценарий.

Хотя разница в них есть.

«Руслан и Людмила» — это некая фантазия. Два героя, он и она оказываются в Крыму. Странная пара: ныряют в море, живут в палатках, но скрываются от людей, и у парня – пистолет. Кто они, что их связывает, почему скрываются неизвестно, да собственно и неважно, потому как во время отдыха случается глобальная мировая катастрофа. Все города погибли, все погибло, и выжили только те, кто остался вдали от цивилизации. Первая половина сценария – это только двое, Роман и Люда, а вторая это как черт из табакерки, вдруг возникающие люди, которые представляются руководителями штабов, бандитами, охотниками и так далее. Летают вертолеты, кто-то куда-то едет, Роман стреляет, Люда рисует стенгазеты, они теряются, и в конце сценария находят друг друга, хотя и не искали…

«Анна» — это почти мелодрама. Героиня – женщина с ребенком и парализованный муж, который ходит под себя. Роль – без слов. Анну любит ее начальник, бизнесмен Андрей. Он мечтает ей помочь, но она отказывается. За что любит, чем она так хороша — автор не сообщил. Почему отказывается от помощи, почему соблазняющий ее богатей получил отставку – тоже. Потом появляется отсидевший наркоман Дмитрий и девушка разнузданного поведения Ангела. Наркоман влюбляется в Анну, когда устраивается сиделкой к мужу. Оказывается не все пошло по замыслу злодея Андрея, который и предложил этих (Ангелу и Дмитрия) Анне. В общем, высокие слова о любви и потом Анна говорит Дмитрию: если любишь меня – трахни! Дмитрий не может отказать, хотя он благородный и возвышенный наркоман. Муж умирает, Дмитрий и Андрей дерутся, злодей бизнесмен, конечно, строит козни… в общем, пересказывать до конца сюжет нет смысла. Это некая сплетня, а не кинодраматургия. Отличие сплетни от драматургии требует обдумать любому автору, здесь такой попытки даже не угадывается.

Читать и этот «реализм», и эту «историю о глобальной катастрофе» невозможно. Нет ни одной выстроенной драматургической сцены, нет диалогов, вернее они такие: «привет – привет», «как дела – все нормально», нет сочной фразы, интонации. Феноменальная глухота к слову и, хотя на титуле написано «оригинальный сценарий» ничего оригинального нет и в помине.

Клише, причем даже не похожие на плохие образцы российского кино… Если бизнесмен – то коварен, если военный, как Роман, то непременно смелый, ловкий.

Какая тут может быть рецензия? Что можно разбирать. Нет самого предмета. И поэтому мне очень жаль: бывают неудачи, но даже неудача – это некий уровень, некая попытка осмысления – тут нет ничего.

Мне жалко писать авторам так резко, но ведь им надо представлять текст, который сможет заразить огромную съемочную группу энергией замысла, живыми характерами и многим другим, что обязательно должно быть в хорошем кино. А плохое кино нам, зрителям, не нужно вовсе.

 

Читать еще:

Рецензии от Олега Михайлова

Рецензии от Юлии Тупикиной

Рецензии от Наталии Кирилловой

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *