Новости сайта

25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПРОЗЫ.
25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПЬЕС. Добавлена информация про вернувшуюся в 2016 году Омскую лабораторию современной драматургии. Дедлайн - 31 августа.
09.08.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов СЦЕНАРИЕВ. Добавлена информация про питчинг КИНОТЕКСТ: ГЛАВНАЯ РОЛЬ. Дедлайн - 30 августа.

Рубрики

Как не надо писать пьесы — советы Николая Коляды («Евразия» — 2015)

О пьесах «Евразии-2015″

pers_kolyada

Несколько дней после того, как я выставил в Интернете лонг-лист конкурса, думал о том, почему пришли в этом году такие пьесы?

Было их на этот раз 210 штук.

Я прочитал всё внимательно. В конкурсе вот уже который год нет жюри — я один читаю пьесы. Я один решаю — кого наградить.

13 лет существует конкурс. Практически никогда он не проводился при финансовой или какой-то еще поддержке государства. Я всегда вынимал деньги из своего кармана. Мои личные деньги.
И, когда мы несколько раз очень разошлись во мнениях с членами жюри, я решил, что буду один решать — кого отметить. Согласитесь, имею на это право.
Поскольку меня часто упрекали, что я «подыгрываю» своим ученикам, я выделил в отдельную номинацию их пьесы, номинация стала называться «Новая уральская драма».
Там они, мои ученики, сами между собой соревнуются, и, я уверен, они уже знают, кто станет лучшим. Не потому, что я им это сказал, а потому, что все эти пьесы были когда-то прочитаны на занятиях и мы их горячо обсуждали.

На конкурсе «Евразия» возрастное ограничение — авторам должно быть до 35 лет. Этот конкурс и задумывался, как конкурс, который ищет новых авторов, пытается поддержать их хотя бы чуть-чуть и морально, и финансово.

Я читал пьесы и часто поражался: неужели пишущий эти или эти строчки человек еще так молод и ему нет 35 лет?!
Ощущение, что многие пьесы написаны глубокими старцами. Причём не по возрасту стары эти люди, а по уму, по душе, по сердцу.

Я выставил у себя в ЖЖ отрывки из некоторых пьес. Почитайте. Я ведь даже не комментировал эти отрывки, не рецензировал пьесы.

Во-первых, потому что это бессмысленно. Сколько раз уже такое было, когда писал человеку о каких-то слабых местах в его пьесе и в ответ получал: «Сам дурак!». Бессмысленно говорить что-то человеку, если он, это уж точно видно, не поймет, не захочет понимать своих ошибок.

Во-вторых, я так надеюсь, что хотя бы вот когда прочитает человек пишущий этот отрывок у меня в ЖЖ, со стороны посмотрит — может, вдруг — что-то станет понятно?

Все авторы смотрят телевизор. Все сидят в Фейсбуке и все — на передовой современной мысли. Это видно сразу.
Все сразу же, мгновенно откликаются на события, которые муссируются в Фейсбуке и в телеящике.
Утром в газете, вечером — в куплете.

Но как же убого выглядит всё это в пьесах, эта «злоба дня», нет слов.

Товстоногов говорил актерам: «Действие определяется глаголом».
Живя на свете много лет и повторяя эти слова ежедневно моим актерам на репетициях, я понял, что не только в театре, а и в жизни — тоже: «Действие определяется глаголом».

Я читал пьесы и всё время хотел понять: какое внутреннее действие у этой девушки или у этого молодого человека? Зачем он или она пишут пьесу? Почему? Что толкает их к столу, что двигает ими?
«Не могу молчать!»?

Нет.

«Хочу быстро и легко много денег заработать».
Простите, но мне видится, что именно этот глагол, «подзаработать», двигает многими.

Успеете продаться, было бы чем торговать.

«- Здравствуйте! — Привет!» — так начинается почти каждая вторая пьеса.
Ну, не надо так писать, товарищи!

Есть формула, по которой строится пьеса: «Мысль, слово, характер — всё это пропущено через боль автора, сострадание автора к персонажам».

Мысль — что хочу сказать людям.

Слово — великий русский красивый язык.

Характеры — в начале пьесы он такой, а потом меняется, обязательно!

Яркий, ясный, понятный характер персонажа!

Боль — «милость к падшим призывал» по Пушкину.

В традициях великой русской литературы — сострадание к ближнему, к маленькому человеку.

Ну, хотите вы этого или не хотите — нет без этого пьесы!

И кончайте вы уже экспериментировать — ну, не пишите вы вербатимов, не пишите стихами, не пишите абсурдных пьес, хватит уже! Нет сил это читать!
Это всё чудовищно смотрится, это невозможно читать, это не нужно никому.

Только не рассказывайте сказки: «Я гений — меня не понимают». Понимаем все всё.

Напишите пьесу с исходным событием, ярким, понятным, напишите яркие характеры, напишите что-то, чтобы я, читающий пьесу или сидящий в зрительном зале, пожалел бы кого-то из персонажей и заплакал.

Чтобы был ясный и понятный сюжет, чтобы я понимал — кто кому брат и кто кому сват, и кто чего хочет от другого.

Напишите о любви. Напишите про счастье, которого так мало и так совсем нет на свете для всех нас.

Не надо обвинять сегодняшние театры в косности, напишите для всех понятную и ясную пьесу и, я уверен, сто театров поставят ее сразу же.

А то получается, что я читал многие пьесы и понять не мог: это автор серьезно или стебется так?

Прошу простить, но немыслимое количество графомании было прислано в этом году на конкурс.

В лонг-лист я выбрал некоторые пьесы, где, я вижу, автор хотя бы пытается складывать диалоги, хотя бы какая-то искорка есть.

Но выбрать самые лучшие пьесы будет очень трудно.

Источник — ЖЖ Николая Коляды

Фото — архив РИА Новости.

 

Читать еще:

Как не надо писать пьесы — советы Николая Коляды («Евразия» — 2011)

Как не надо писать пьесы — советы Николая Коляды («Евразия» — 2010)


Комментарии:

Оставить комментарий

  

  

  


9 + = 12