Новости сайта

25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПРОЗЫ.
25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПЬЕС. Добавлена информация про вернувшуюся в 2016 году Омскую лабораторию современной драматургии. Дедлайн - 31 августа.
09.08.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов СЦЕНАРИЕВ. Добавлена информация про питчинг КИНОТЕКСТ: ГЛАВНАЯ РОЛЬ. Дедлайн - 30 августа.

Рубрики

Кухня драматурга. Интервью. Алла Дамскер: «Всё и всегда для меня начинается с героя»

DramaFond.ru продолжает публиковать беседы с драматургами и сценаристами в рубрике «Кухня драматурга». Драматурги, имеющие в своем арсенале постановки в театрах, победы на драматургических конкурсах, участники лабораторий и фестивалей — рассказывают о своём пути в профессии и дают советы тем, кто хочет стать драматургом.

Сегодня в рубрике «Кухня драматурга» беседа со сценаристом Аллой Дамскер.

Алла Дамскер — сценарист, преподаватель, телеведущая.

Окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по специальности «Менеджер исполнительских искусств». Параллельно обучалась на курсе актёрско-режиссёрского мастерства. В 2008 и 2009 годах прошла курс по повышению квалификации сценаристов и режиссёров А. Митты. Имеет дипломы об окончании курсов Роберта Макки, Нила Ландау, Джона Труби.

Преподавала в Санкт-Петербургском Университете Кино и Телевидения, Школе журналистики. На данный момент является создателем своей школы сценарного мастерства «Пишу кино».

Автор сценариев для сериалов «Литейный» (6 сезон), хэдрайтер сериала «Казнокрады», соавтором сериалов «Билан» и «Сплит. Тайна крови», «Бесстыдники» НТВ, «Три счастливых женщины». Также она является автором сценариев к фильмам «Питон», «Дети Спарты» и «Душеспаситель». Режиссер и сценарист короткометражного фильма «Чемодан».

damsker2

О СЕБЕ

Какие события больше всего повлияли на вас как на драматурга?

После 6 лет работы автором и ведущей на телевидении, я осознала дальнейшую бесперспективность этого занятия для себя. Несмотря на все мои попытки превратить хаос и суету в нечто осмысленное, ежедневная гонка в никуда уничтожала для меня смысл работы в средствах массовой информации. «Острее, желтее, быстрее, дальше!» — чтобы существовать под таким девизом нужно иметь какой-то очень мощный моральный императив.

Тем не менее, я до сих пор горжусь программами, которые удалось тогда протащить на экран: впервые была поднята тема донорства на нашем телевидении, тема психиатрических диагнозов у детей из детских домов и т.п. Но… в один прекрасный момент знакомый оператор спросил меня: «А почему ты не пишешь кино?»

Так с одной стороны деятельность на ТВ исчерпала себя, а с другой она дала мне мощнейший опыт и жизненный материал для написания первого сценария. После того, как ты снимаешь умирающих от рака детей, детей с пожизненно присужденными диагнозами или, наоборот, талантливых и здоровых, но которые никому не нужны в этой стране, у тебя так болит эта тема, что ты не можешь о ней молчать, иначе тебя просто разорвет. Так что я думаю, что именно все это и повлияло на то, что я занялась драматургией.

Есть ли в вашей жизни Мастер, Учитель, Гуру?

Я считаю своим Мастером Александра Наумовича Митту. Его книга «Кино между адом и раем» долгое время была у меня настольной Библией. Далее я целенаправленно прочитала все, вышедшее на русском языке в нашей стране по кинодраматургии. На столе у меня лежит Макки «История на миллион долларов» и Родригес «Как снять кино без денег». До Гуру и Учителя я пока не дошла. Но чую он где-то рядом.

Над чем работаете сейчас?

Сейчас я работаю над полнометражным фильмом. История мне очень близка. Это послевоенное семейное роудмуви. Больше пока ничего сказать не могу.

ОБСТАНОВКА

Как выглядит ваше рабочее место, необходимо ли оно вам или можете писать в любом месте? Вообще, насколько важна обстановка? В каких условиях не сможете работать?

Мне очень важна обстановка, в которой я пишу.  Сейчас я живу в квартире, вид из окна которой дает мне взгляд прямо в небо, за окном я вижу облака, ниже деревья, которые являются частью кладбища. Это, знаете ли, сразу будит полет мысли. Чтобы писать, мне нужен покой. Если раздается какой-то шум, кто-то дергает с вопросами – в такой обстановке я работаю неэффективно. Музыка для меня слишком информативна, поэтому я никогда не пишу под фоновую музыку. Могу прослушать что-то перед тем, как углубиться в сочинительство.

Я прекрасно пишу в поезде и самолете. Не отвлекает интернет. Пожалуй, стоит чаще летать)

Есть ли ежедневная норма написанного или четкое расписание «от звонка до звонка»?

Норм я придерживаюсь только тогда, когда нахожусь в состоянии дедлайна. Я знаю, что творчество исходит из моего внутреннего ребенка, а его поди заставь. Бывали случаи, когда я была вынуждена строчить и по 27 страниц. Но это взрыв мозга, такие авралы я не люблю. Хотя сама себе их могу устраивать. Когда отступать некуда, бывает, что рождаются хорошие решения.

ПРОЦЕСС

Над сколькими проектами можете работать одновременно? Как распределяете свое время? Сколько в среднем пишется одна пьеса?

Я предпочитаю работать над двумя проектами, не более. Мне нравится переключаться между ними.  Когда понимаешь, что не можешь сдвинуться ни на миллиметр в одном, приходят идеи по второму. Хотя и быть сосредоточенной на одном проекте это тоже большое счастье. Главное им гореть.

Как долго длится обычно сбор материала для новой пьесы/сценария и в чем он заключается?

Журналистский телевизионный опыт позволяет мне довольно быстро находить информацию. Я могу ее выудить даже там, где казалось бы это сделать почти невозможно. Но настоящие, какие-то важные вещи рождаются долго и проходят тщательный отбор. Подготовкой могут быть разговоры с очевидцами того времени или события, о котором я пишу. Или погружение в документальные материалы, ассоциативные ряды, художественные фоны. Например, когда я писала пьесу «Хлеб для бабушки», я нашла несколько страничек блокадного дневника моей бабушки и строки этого дневника стали красной нитью повествования. Но помимо этого я отсмотрела, прочитала и изучила множество других свидетельств. В любом случае этот процесс требует времени и не может быть включен в гонку «быстрее, дальше, проще».

Перед вами чистый лист бумаги или пустая страница Word’а. Как рождается пьеса/сценарий? С чего начинаете, как продолжаете и как заканчиваете работу? Как разрабатываете персонажей, сюжетные линии, на что обращаете внимание при написании диалогов?

Помимо того, что я сценарист, я преподаватель сценарного мастерства и создатель школы «Пишу кино». Всю теорию я знаю назубок. Поэтому все и всегда для меня  начинается с героя. Чего он хочет?  Каковы его ценности, мотивации, потребности? Что заставляет его действовать и т.д. Далее следует магическое «вдруг», без которого ни одна история просто не будет интересной.

По поводу чистой страницы есть замечательный совет, котором могу поделиться. Он звучит так: набросайте хоть две-три строки перед сном. Подойдя на следующее утро к рабочему столу, вы обнаружите на листе мысли, от которых будете отталкиваться и психологического тормоза не возникнет. Есть и другие секреты, которыми я с удовольствием делюсь с моими учениками.

Написание диалогов это последняя стадия работы над сценарием. Обращаю внимание на живость речи, особенности речевых характеристик и еще один секрет – никто никогда никого не слушает, каждый из героев говорит о своем. Почему? Потому что у каждого из них свои цели, ценности, возрастные, социо-культурные и прочие различия.

damsker

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

5 советов начинающим сценаристам.

Люди очень любят систематизировать. Невероятной популярностью пользуются различные статьи с названиями «10 способов похудеть», «12 шагов к успеху», «22 варианта построения счастливого брака» и т.п. Почему? Есть несколько причин. Одни из них – это кажущаяся легкость достижения всего того, о чем мы так долго мечтали. Будь то хорошая фигура, профессиональное признание или идеальные отношения. Отсюда мой первый совет:

1. Все простые способы — это миф! Любое дело, которым вы начинаете заниматься с нуля требует вашего времени, душевных сил и упорства, если вы хотите добиться в нем результата. По средним подсчетам примерно 5 лет вам понадобиться для того, чтобы освоить ремесло, обзавестись нужными связями и постичь суть того пространства и мира, в котором вы желаете оказаться. Отсюда проистекает правило номер два.

2. Спокойно относитесь к своим неудачам, провалам и промахам. Первая закрытая дверь не должна стать для вас непреодолимой преградой. У вас не будет получаться. И это нормально. Перфекционизм приводит только к прокрастинации, т.е. к бездействию в направлении выбранной цели. Если бы освоение сценарного мастерства было так просто, то вы были бы окружены успешными сценаристами со всех сторон, да и вам бы не потребовалось читать этот топик из 5 советов, потому что вы бы уже были гениями структур и диалогов без чьих-либо рекомендаций. Быть непонятливым, ошибающимся, бездарным – это лишь стадии, которые можно преодолеть, если… если следовать совету номер три.

3. Не прекращайте попыток! Понаблюдайте за ребенком, пытающимся встать на ноги. Сколько раз он плюхается обратно на пол и сколько раз пытается снова подняться? Верно, ровно такое же количество раз плюс на одну попытку встать больше. Если вы настойчивы, усидчивы и терпеливы, то, следуя правилу номер 4, вы сможете добиться результата.

4. Найдите своего учителя! Я не верю в массовость и кассовость. Тот, кто действительно может научить, потратит на вас свое внимание и душу, потому что вы для него будете так же важны, как и он для вас. Я остаюсь в контакте со многими своими учениками, слежу за их судьбами и успехами. На съемочной площадке фильма «Чемодан», где я выступала не только в качестве сценариста, но и в качестве режиссера, было несколько моих учеников, которые с успехом осваивали смежные киношные специальности. Они очень сильно помогли мне в работе и стали полноправными членами команды. С кем-то из учеников мы уже работаем, как соавторы к сериалам. С кем-то остались добрыми друзьями. Ваш учитель должен быть не только примером для подражания для вас, но и человеком, который способен вас увлечь, поддержать в трудные моменты разочарований в себе, а иногда и дать волшебного пенделя, когда самым действенным окажется именно он. Плюс к этом вам очень поможет еще один совет.

5. Смотрите много фильмов и читайте к ним сценарии! Потом сравнивайте текст и результат. Вы научитесь отделять трактовку режиссера от видения сценариста, поймете, что сработало из задуманного еще на моменте разработки, а что было вычеркнуто и почему. Это кропотливая, но очень интересная и полезная работа для начинающего сценариста.

Желаю вам успехов на этом непростом, но страшно увлекательном пути!
С уважением ко всем стремящимся, Алла Дамскер.

 

Новый очный курс в школе Аллы Дамскер «Пишу кино» стартует в Санкт-Петербурге в ноябре — записаться

 

Читать еще:

РУБРИКА «КУХНЯ ДРАМАТУРГА»

 

 


Комментарии:

Оставить комментарий

  

  

  


− 3 = 6