Loading...
Драмафон

«Осенний Драмафон»: рецензии от Татьяны Мирошник

Продолжаем публикацию рецензий на работы участников литературного забега «Осенний Драмафон-2014».

Сегодня сценарист и режиссер Татьяна Мирошник пишет о четырех киноработах:

«Окончательное прощение» Полины Аникиной

«Выдающаяся личность» Владислава Чижмы

«Стеклянный мальчик» Виктории Юрковской

«Атомная романтика» Владислава Ермохина

и об одной телевизионной заявке — «Психонавты» Сергея Караулова

 

pers_miroshnik

Татьяна Мирошник — сценарист, режиссер.

Окончила Харьковский государственный университет (специальность — «русский язык и литература»), Харьковский государственный университет (специальность — «социальная психология»), ВГИК (специальность — «драматургия»).

Сценарист художественных фильмов «Виртуальный роман» (режиссер Р. Нестеренко, в соавторстве); «Служба 21, или мыслить надо позитивно» (10 серий, режиссер Е. Белова); «Конец света» (4 серии, режиссер Д. Дьяченко.); «Рябиновый вальс», «Частное пионерское» 1 (2012) и 2 (2015, в производстве), сценарист анимационного фильма «Песочница» (24 серии), сценарист и режиссер-постановщик фильма «Встречная полоса» (4 серии), документального фильма «Посланник патриарха», сериала «Аромат шиповника» (32 серии, 2013).

Полина Аникина «Окончательное прощение»

(перейти к тексту)

Полина придумала очень хорошую историю – о прощении. В транзитную зону (что-то вроде того света) попадают люди, находящиеся на волосок от смерти. Там у них есть три сеанса у психолога. И если они смогут простить своих родственников, то вернуться к жизни. Не смогут – умрут. Очень хорошая завязка! На приеме у психолога Ирины появляется друг ее мужа и она пытается ему помочь. А дальше, увы.. Хочется увидеть тонкую психологическую драму о настоящем и искреннем прощении. А в результате мы получаем чтение молитв, превращенное в фарс. Цитирую.

Андрей выходит и входит в кабинет.
АНДРЕЙ
Благодарю тебя, моя мама за все. Отпускаю все обиды, принимаю и люблю тебя.
Лампа горит красным. Время на часах 09.35.
ИРИНА
Те же слова, но войдите вперед спиной
Андрей выходит и заходит в кабинет спиной вперед.
АНДРЕЙ
Благодарю тебя, моя мама за все. Отпускаю все обиды, принимаю и люблю тебя.
ИРИНА
То же самое, но войдите по-другому.
Андрей выходит, затем дверь открывается и на пороге стоит Андрей. Он наклоняется вниз и встает на руки. На руках он входит в кабинет.
АНДРЕЙ
Благодарю тебя, моя мама за все. Отпускаю все обиды, принимаю и люблю тебя.
Лампа горит красным.

Наконец звучит пятая заповедь и лампочка загорается зеленым. То есть Андрей простил свою мать. Простить – значит понять. Но он так и не понял, почему мама его бросила. Какое-то куцее прощение получилось. И его не спасают даже хорошие флешбеки и веселая старушка, которая желает остаться в транзитной зоне.
Оригинальная идея, но, к сожалению, не проработанная до конца. Желаю автору доработать
как следует свою задумку (которая правда хороша, очень даже), и увидеть снятый фильм по этому сценарию!

 

 

Владислав Чижма «Выдающаяся личность»

(перейти к тексту)

Очень хороши сценарий комедийной короткометражки. Жаль только, что не оформлен должным образом. Сценарий разбит по эпизодам, а не по сценам. К тому же диалоги сливаются вместе с сопровождающим текстом. Привожу пример, — у автора написано:

Эпизод 2. Дариане
Над Землей вращается незаметный для наблюдения с планеты корабль дариан, прибывших из другой галактики. Музыкальная тема дариан.
Три. Семь миллиардов высокоразвитых существ! Нам крупно повезло.
Девять. Не уверен, что они нам подойдут. У них крайне парадоксальная культура и мышление.

Вот приблизительный вариант правильного оформления.

2. НАТ. ВСЕЛЕННАЯ. ДЕНЬ.

Над Землей вращается корабль дариан, прибывших из другой галактики. Музыкальная тема дариан.

3. НАТ. ЗЕМЛЯ. ДЕНЬ.

Люди на земле спешат по своим делам. Никто из них не поднимает голову вверх. Только один мальчик смотрит в небо, запуская змея.

4. ИНТ. КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ ДАРИАН. ДЕНЬ.

Двое дариан смотрят в монитор, видят крупно мальчика. Затем видят и других людей. С любопытством их рассматривают.

ТРИ (восхищенно)

Семь миллиардов высокоразвитых существ! Нам крупно повезло.

ДЕВЯТЬ (с сомнением)

Не уверен, что они нам подойдут. У них крайне парадоксальная культура и мышление.

Очень точные диалоги. История о том, как инопланетяне хотели из землян сделать рабов и что у них из этого получилось. Даже не хочется пересказывать, потому что надо читать и восхищаться.

Приведу в качестве примера финал.

Центральный галактический зоопарк на Даре. Роскошь, хрусталь, золото, мрамор. Стеклянная клетка на видном месте. В ее центре расположен большой бассейн, из него бьет фонтан. К краю фонтана подходит Джинн с бокалом, наполняет его до дна. Затем ложится на нечто вроде дивана и с блаженством выпивает его. Джинн чистый, заросший бородой и одет в фантастический яркий наряд.

Рядом с клеткой собирается публика, дети смеются и показывают пальцем.

Нам показывают Три и Девять.

Три. Существо пользуется популярностью у посетителей.
Девять. Старшие сделали ему курс бессмертия. Иначе нам пришлось бы опять лететь на ту захудалую планету и искать жизнеспособный экземпляр.

Три. Да, остальные люди могут быть еще более недоразвиты, чем это существо. При нашем появлении второй человек сразу упал в обморок. Это нелогично. Хороших рабов из них не получится. Я рекомендовал совету Старших вычеркнуть этот вид из программы эксплуатации развитых существ Вселенной.
Нам показывают табличку на клетке.

АЛКОГОЛИКУС АНОНИМУС

Живет исключительно на диете C2H5OH, с небольшими добавками минеральных веществ и витаминов. Может высказать здравое суждение, но мыслительные процессы полностью нелогичны. Физическая выносливость: в состоянии сделать всего несколько шагов, потом лишается сил. Не представляет коммерческой ценности, но является одной из самых необычных форм жизни, когда-либо открытых в галактике. Место обитания: Планета 3 Солнца ГХ6547-НГ908.

Виктория Юрковская «Стеклянный мальчик»

(перейти к тексту)

Виктория о себе написала: «Ранее написанием сценариев не занималась. Это мой первый опыт. Не исключаю возникновения трудностей на своём пути, но, надеюсь, что мне удастся их преодолеть. Надеюсь на успех и желаю удачи всем участникам!»

Для первого опыта этот сценарий просто превосходен. Но для профессионального сценария в нем много недостатков. Чувствуется, что участница Драмафона знакома с основными элементами драматургии и знает правила написания сценария. Но этого мало. Нужен конфликт, нужно работать над самой историей, нужно еще думать и переписывать. Большинство успешных сценариев переписывались неоднократно))

Так вот об истории. Есть две несчастных семьи. В одной мальчик Федя болеет остеопорозом (хрупкость костей) и ему нельзя бегать, прыгать и делать резкие движения. В другой семье – девочка Мила, которая после травмы вынуждена передвигаться в инвалидной коляске. Дети и мамы знакомятся друг с другом на детской площадке. Обеих мам бросили мужья. Больше о мамах сказать нечего. Их характеры не раскрыты и непонятны. Кроме любви к детям о них сказать больше нечего. Ну и еще мама Феди падает в обморок от усталости за весь фильм раз пять.

В начале чтения сценария идея мне показалась интересной, даже возникла ассоциация с «Человеком, который смеется». Гуинплен и Дея. Могла получиться очень трогательная история двух детей, которые полюбили друг друга, несмотря на физические недостатки. Но увы… Дальше сюжет скатился в банальную историю. Мальчик попадает под машину. Ему нужна срочно операция. Вдруг откуда ни возьмись появляется спонсор, который оплачивает операцию. А девочка исчезает из жизни мальчика. И вот взрослому, излечившемуся Феде приходит письмо от Милы, из которого становится ясно, что операцию Милы и Феде оплатил папа девочки. Почему вдруг он? Какой у него был мотив? Ведь он бросил маму Милы, а потом вдруг возник и дал деньги на две операции?! В таких случаях говорят: «так захотелось сценаристу». Но хороший сценарий тем и хорош, что действие в нем зачастую происходит против воли сценариста))

У любой истории есть начало, развитие и финал. В этом сценарии есть хорошее начало, слабое развитие, хиленькая кульминация и пришитая белыми нитками в последний момент развязка. В результате получилась сентиментальная сказка про двух больных детей, которые выздоровели и скоро поженятся. Вряд ли такая история заинтересует продюсеров. Отсутствие действия (пять приемов в больнице, пять обмороков – это не действие), большое количество повторов (история детей пересказывается дважды или даже трижды), громоздкость диалогов (с бесконечными охами и ахами «и за что Бог наказал нашу деточку?») – все это делает сценарий слабым и неконкурентоспособным. Вы же сценарий пишите не для себя, а для зрителей. А зритель хочет настоящей драмы, со страстями и поворотами, с преодолениями и надеждами.

Автору хочу лично от себя пожелать удачи. У Вас хороший потенциал, хороший слог, нужно лишь придумать хорошую историю и хорошо ее написать)) Помните «все, что не убивает, делает нас сильнее». Дерзайте!

Владислав Ермохин «Атомная романтика»

(перейти к тексту)

Сам автор достаточно точно и емко определил жанр — постапокалиптика, комедия, роуд-муви. Но ради эксперимента я стала читать сценарий, не зная авторское определение жанра.

С первых страниц передо мной возникла странная неведомая страна, в которой разруха и нищета, а люди едят сушенных насекомых и ходят в длинных выцветших одеждах. Бр-рр… Несмотря на это, это страна, где есть место и любви. Два главных героя – Лил и Крис – на крыше дома. Он делает ей предложение, и они собираются пожениться. Все казалось бы банально, но буквально в следующей сцене молодые сообщают о своем решении отцу, который вроде бы рад этому. Но в ту же секунду он достаёт пистолет, убивает священника и себя. Вот такая как бы комедия)) Перед смертью отец просит сына прочесть письмо, которое оставлено у матери. Тут в моей голове возникла полная путаница. Если смерть отца нужна только для того, чтобы отправить главных героев в Священный Град, то это перебор. Почему-то отец в письме проклинает мать, и я воспринимаю это как ружье, которое должно выстрелить в финале, а в финале про него просто забывают. В общем, есть ощущение, что «надо было с чего-то начать» и автор начал, а потом забыл вернуться к этому самому началу. Со второго акта события развиваются достаточно быстро и складно. А первый акт все-таки еще похож на черновик(( Что в принципе, для такого марафона вполне допустимо.

Я не очень разбираюсь в комиксах, но знаю несколько хороших фильмов, основанных на комиксах. Из самых любимых – «Маска» и «Город грехов». Это первое, что приходит в голову. Так вот сценарий явно имеет под собой такую же базу, ибо, во-первых, в этой странной стране Унии все поклоняются «Богу» — Супергерою из комикса, во-вторых, сам сценарий как бы состоит из отдельных новелл-комиксов («экспресс», «коммуна», «Священный Град» и т.д.). Так вот все жители страны Унии молятся Супергерою, изображение которого осталось всего на 10 страницах, остальные священники дорисовывают и додумывают. Что-то мне это напоминает))

Лил и Крис отправляются в Священный град, чтобы обвенчаться и привезти оттуда нового священника. С ними идет Питер, брат Лил. Грег говорит Крису: «Надо чтобы Всевышний и Справедливый сам рассудил поступок вашего отца, поддавшегося невиданному искушению суперзлодейскому». Это самое «суперзлодейсткое» присутствует на каждой страницы и к концу истории порядком утомляет. В сценарии много различных метафор, аллегорий, параллелей, и все к это вместе с большим количество персонажей сильно запутывает. С другой стороны, фильм (как и сценарий) не должен все объяснять. Фильм скорее должен задавать вопросы, ставить проблемы, а не решать их.

Комедия комедией, но есть в сценарии и достаточно серьезные вещи. «Белые люди» — они мутанты. Один из героев говорит: «Но как же в Унии относятся к ним? Изгоняют, в лучшем случае, а в худшем убивают. Причем обосновано, ссылаясь на каких-то выдуманных суперзлодеев, воплощения всех их страхов и нежелания брать ответственность на себя. Но в чем же мутанты виноваты? Только в том, что не походят на обычных людей».

Чего только в сценарии нет – взрывы и драки, наркотики и мохнатые звери, телепаты и лекари, оранжевое солнце и инопланетяне, Пророки, Герои, Всевышний и т.д. Боюсь, что таким коктейлем можно подавиться… Впрочем, я не знаю, может, любители комиксов насколько всеядны, что могут осилить и эту «пищу».

…Все-таки сценарий – это уже фильм в голове автора. И надеюсь, автор знает, зачем нужен Питер (для меня это не сюжетообразующий персонаж, который то появляется, то исчезает), в чем смысл этой истории и кто зритель «Атомной романтики».

Сценарий требует доработки. Кроме вышесказанного, в сценарии много путаницы с именами, это надо внимательно вычитать и поправить.

Сергей Караулов «Психонавты» (заявка на интернет-сериал)

(перейти к тексту)

Я решил сварить компот
В мамин день рождения.
Взял изюм, орехи, мёд,
Килограмм варенья.
Всё в кастрюлю поместил,
Размешал, воды налил,
На плиту поставил
И огня прибавил.
Чтобы вышло повкуснее,
Ничего не пожалею.
Две морковки, лук, банан,
Огурец, муки стакан,
Половину сухаря
В мой компот добавил я.

Примерно так же, как герой этого детского стишка, действовал автор заявки сериала «ПСИХОНАВТЫ». Жанр смешанный: «трагифарсовые трэш-фантазии по поводу фантастической реальности жизни в РФ и в мире последних лет. Музыкально-эпическая САГА о современности.» В лонглайне написано: «движения параллельные, но встречные…». Пыталась представить себе эти встречные параллели… Не получилось. Тот, у кого получится, наверное, получит Нобелевскую премию. Пробираясь сквозь лес философских отступлений и высокопарных рассуждений нашла главных героев. Они притаились в овраге этого дремучего словесного леса. И, конечно, какие могут здесь герои? Только «избранные». Один «уходящий в горы», другой – «спускающийся с гор».

Дальше настоящий темный лес. Все вперемешку – тексты, картинки, ссылки, размышления автора, уголовный кодекс, изотерические предсказания и даже космические фантазии. Идти дальше я побоялась, остановилась ровно на сцене в «областной психушке на улице Восьмого Марта» и решила, что хватит. А то так можно и не вернуться назад.

Хочется пожелать автору этой огромной словесной свалки взять большой экскаватор и все снести, а потом на этом месте поставить стол и стул, взять ручку и написать простой и понятный сценарий. Своими словами, без ссылок, картинок и лишних слов. Только историю.

 

Читать еще:

Рецензии от Олега Михайлова

Рецензии от Юлии Тупикиной

Рецензии от Наталии Кирилловой

Рецензия от Григория Каковнина

Рецензии от Юлии Шумовой

Рецензии от Ирины Пекарской

Рецензии от Дарьи Голубевой

Рецензии от Елизаветы Авдошиной

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *