Loading...
ДраматургамИнтервьюКухня драматурга

Кухня драматурга. Интервью. Ксения Степанычева: «Для человека творческой профессии важно безделье, пауза»

После небольшой паузы на DramaFond.ru возвращается рубрика «Кухня драматурга». Мы беседуем с опытными драматургами о вдохновении, трудностях и радостях в процессе работы и просим дать советы начинающим драматургам и тем, кто только собирается им стать.

Сегодня в гостях у DramaFond.ru драматург и сценарист Ксения Степанычева.

Ксения Степанычева — драматург, сценарист.

Окончила Поволжскую академию государственной службы, специальность менеджер-экономист, специализация «Маркетинг».
Лауреат премии «Дебют» (2012 г.) в номинации «Драматургия». Автор сценария фильма «…В стиле jazz» (реж. Станислав Говорухин, 2010 г.). Соавтор сценария фильма «Weekend – Уик-энд» (реж. Станислав Говорухин, 2014 г.)
Пьеса «2х2=5» получила первую премию на всероссийском конкурсе драматургов «Действующие лица – 2004».
Пьеса «Частная жизнь» вошла в шорт-лист конкурса «Действующие лица – 2007».
Сказка «Розовый Бантик» стала лауреатом всероссийского конкурса пьес для детей «Мы дети твои, Россия» (2007 г.).
Публикации в журнале «Современная драматургия»: «2х2=5» (2005, №2), «Божественная пена» (2006, №1), «Частная жизнь» (2007, №4), «Дни Победы» (2010, №2).

Постановки: в московском театре «Школа современной пьесы», в Саратовском государственном академическом театре драмы, Сахалинском театральном центре им. А. П. Чехова и др.

pers_stepanycheva2

О СЕБЕ

Какие события (победа или поражение на конкурсе, жесткая критика на обсуждении, удачная/неудачная пьеса, чей-то совет и т.д) больше всего повлияли на вас как на драматурга?

На меня лично, как автора и человека, ничто из перечисленного выше не повлияло. На мою «карьеру драматурга», несомненно, повлияла первая премия на конкурсе «Действующие лица» в 2004 г. – с которой, собственно говоря, моя профессиональная жизнь и началась. До этого я варилась сама в себе, и никто, кроме близких, не знал, что я пишу пьесы.

Есть ли в вашей жизни Мастер, Учитель, Гуру?

Нет.

Какие книги по мастерству драматурга/сценариста для вас являются настольными?

Настольных – нет. Хотя я прочла несколько известных книжек, но уже в достаточно зрелом возрасте. Видимо, поэтому потребность регулярно с ними сверяться у меня не возникла.

Над чем работаете сейчас?

Я считаю, что рассказывать о незавершённой работе – неправильно.

ОБСТАНОВКА

Как выглядит ваше рабочее место, необходимо ли оно вам или можете писать в любом месте? Вообще, насколько важна обстановка? В каких условиях не сможете работать?

Отдельная комната, небольшой письменный стол перед окном. На столе стоит ноутбук, и может лежать какой-нибудь листок с заметками, необязательно рабочими: это может быть список нужных покупок или фильмов и т.п. Всё прочее убрано в ящики стола. Вокруг – книжные полки. Так выглядит моё рабочее место дома. Но мне приходилось писать и в гостиничных номерах, используя подушку вместо стола; и даже в совсем уж походных условиях. Комфорт важен, но не принципиален.

Есть ли ежедневная норма написанного или четкое расписание «от звонка до звонка»?

Я пишу, как правило, по утрам, на свежую голову, от «как проснусь» и до обеда. Нормы нет – я стараюсь себя понапрасну не мучить, а получать от работы (как и от всего прочего) максимум возможного удовольствия. И уж точно никогда себя не насилую и не вымучиваю текст, хоть какой, лишь бы был.

ПРОЦЕСС

Над сколькими проектами можете работать одновременно? Как распределяете свое время? Сколько в среднем пишется одна пьеса?

Как правило, я работаю над одним текстом. Средней нормы выработки у меня нет. Однажды я написала одноактную пьесу за один вечер. В других случаях писала пьесы такого же объёма неделями.

Как долго длится обычно сбор материала для новой пьесы/сценария и в чем он заключается?

Зависит от пьесы. Для некоторых текстов сбор материала вообще не нужен: пишется само, да и всё. Хотя, наверно, к моменту старта накапливается некоторое количество творческой энергии, запас образов, идей, юмора и т.п. Но это происходит естественным путём – работает подсознание. Именно поэтому, как мне кажется, для человека творческой профессии важно безделье, пауза, ничего-не-делание. Пока сознание отдыхает – в подсознании что-то варится, сгущается, накапливается… Если же речь идёт о, скажем, исторической пьесе – ну, тут всё стандартно: поиск соответствующей информации во всех возможных источниках. И чем больше, тем лучше. Избыток знаний по теме – лучше, чем нехватка. Правда, если опыта маловато, можно увязнуть во всём этом… Но, по мне, лучше уж проблема избыточности, чем проблема дефицита. Это как в путешествии: глупо и опасно пускаться в путь, не имея точных карт, нужного снаряжения, сведений о климате, нравах и традициях, возможных сложностях и т.п. Новая пьеса – это новое путешествие, и отправляться в него нужно максимально подготовленным. Хотя, конечно, предусмотреть всё невозможно. И в этом-то и прелесть!..

Перед вами чистый лист бумаги или пустая страница Word’а. Как рождается пьеса/сценарий? С чего начинаете, как продолжаете и как заканчиваете работу? Как разрабатываете персонажей, сюжетные линии, на что обращаете внимание при написании диалогов?

Начинается со смутного желания рассказать какую-то историю, про каких-то людей, или ситуацию, или чувства. Я пытаюсь понять, что это за желание, конкретизировать его. Так возникает замысел. Затем он структурируется. Если всё правильно – в какой-то момент что-то щёлкает в голове, и я вдруг вижу героев, слышу пару реплик, которыми они обмениваются. После этого всё становится ясно, и можно начинать писать.

Прорабатываете ли вы предварительно структуру пьесы или сразу же начинаете писать? Если прорабатываете, то как это выглядит – схема на листе бумаги, план в голове, карточки на стене?

План в голове. Хотя, в затруднительных случаях, я могу какую-то его часть нарисовать на листке, чтобы лучше прояснить для себя. Всё вполне традиционно. Впрочем, структура – не самое моё сильное место.

Что делаете, если пьеса/сценарий буксует на месте и ничего не пишется? Прошла ли мимо вас главная болезнь творческих людей – прокрастинация?

Если текст не пишется, я или бьюсь головой о стену, или ухожу поливать цветочки.

«Writing is rewriting» — согласны с этим? Сколько редактур обычно делается перед окончательным вариантом?

Я согласна с тем, что текст нужно тщательно отделывать, никуда не торопясь и давая ему отлежаться.

pers_stepanycheva

РЕЗУЛЬТАТ

Кто первым читает вашу новую пьесу/сценарий? Есть ли сложившийся круг бета-ридеров? Советуетесь ли с кем-нибудь в процессе написания?

Первыми готовый текст читают мои близкие. К литературе и театру они имеют отношение лишь как профессиональные читатели и зрители. Я доверяю их вкусу, и для меня очень важна их оценка и мнение. Иногда вношу мелкие поправки, если понимаю, что они правы. К концу работы, как правило, глаз замыливается, и свежий взгляд со стороны очень полезен. Затем показываю текст двум-трём друзьям-драматургам, и нескольким друзьям литераторам, критикам, не-драматургам. Иногда получаю полезные советы. Но, в любом случае, правки и изменения, вызванные посторонним влиянием, если они и бывают – незначительны.

Пьеса написана. Что делаете дальше? Отправляете ли или отправляли раньше пьесы на драматургические/сценарные конкурсы? Какие? Как участие в конкурсах вам помогло?

Посылаю в журнал «Современная драматургия». Для меня очень важно мнение Андрея Волчанского, редактора экстра-класса. Кто сотрудничал с ним, тот понимает, что я имею в виду. Относительно конкурсов – см. ответ на первый вопрос.

Как взаимодействуете с театрами и киностудиями – отправляете свои пьесы по всем театрам веерной рассылкой, или только знакомым режиссерам, или они сами к вам обращаются, что-то другое?

Теперь уже появились знакомые режиссёры – посылаю им. Иногда незнакомые люди просят что-то прислать. Но, в основном, рассчитываю на везение.

Как относитесь к критике? Помогает она или мешает? В случае негативных оценок отмахиваетесь, прислушиваетесь или впадаете в депрессию?

Критика бывает конструктивная и деструктивная, полезная и бесполезная. Умный человек всегда отличит одно от другого. Внимательная, благожелательная, профессиональная критика – это счастье.

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

С чего начать, где и как учиться драматургии? Как совершенствоваться?

Читать хорошую драматургию, от Эсхила начиная – и дальше по списку. Если всё прочли – перечитывать. И писать своё, нарабатывая опыт, учась на собственных ошибках, ища в себе новое.

Как заявить о себе, куда податься молодому драматургу или сценаристу?

Конкурсы, лаборатории, читки и т.п.

Можно ли зарабатывать на жизнь только написанием пьес или сценариев? Как выкручиваться – идти на ТВ, искать подработку?

Кто как может. В качестве варианта можно попробовать выиграть в лотерею, или удачно выйти замуж.

ЗАПОВЕДИ ДРАМАТУРГА

Попробуйте сформулировать несколько заповедей драматурга.

«Нерушимое правило драматургии гласит: в драматургии нет нерушимых правил» –Бернард Шоу. (Умный был мужик, талантливый, остроумный, многописучий, дожил до 94 лет, отхватил и Нобелевку, и «Оскар» за лучший сценарий, всех пережил, всех отымел, до сих пор по всему миру ставится – вот с него и надо нам всем брать пример.)

Читать еще — РУБРИКА «КУХНЯ ДРАМАТУРГА»

Комментарии:

2 comments
  1. Trounin

    иные авторы советуют не делать перерывов в творчестве, но тут похоже обратная ситуация — каждому виднее.

Добавить комментарий для Trounin Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *