Новости сайта

25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПРОЗЫ.
25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПЬЕС. Добавлена информация про вернувшуюся в 2016 году Омскую лабораторию современной драматургии. Дедлайн - 31 августа.
09.08.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов СЦЕНАРИЕВ. Добавлена информация про питчинг КИНОТЕКСТ: ГЛАВНАЯ РОЛЬ. Дедлайн - 30 августа.

Рубрики

Кухня драматурга. Анна Батурина. Интервью. Непобедимый козырь – радость в момент творчества.

Сайт DramaFond.ru начинает новый проект — серию интервью «Кухня драматурга«! Драматурги, имеющие в своём арсенале постановки в театрах, победы на драматургических конкурсах, участники лабораторий и фестивалей — делятся своим опытом, раскрывают секреты мастерства, дают советы начинающим драматургам, рассказывают о своём пути в профессии.

Открывает «Кухню драматурга»  интервью с Анной Батуриной.

Анна Батурина — ученица Н.В. Коляды. Многократный победитель международного конкурса драматургии «Евразия», участница основной программы фестиваля молодой драматургии «Любимовка». С пьесой «Фронтовичка» стала лауреатом Независимой литературной премии «Дебют-2009″ и международного конкурса современной драматургии «Евразия-2009″. Пьеса поставлена в «Коляда-театре», Рыбинском драматическом театре, Волгоградском театре юного зрителя. Пьеса «Кафе «Шарур» вошла в шорт-лист «Конкурса конкурсов-2012″. Живёт в Екатеринбурге.

 

pers_baturina1

 

О СЕБЕ

Без какого события, без кого или чего вы бы никогда не стали драматургом?
Без драмкружка в детстве и моего другана Дениса, который провожал домой. На крылечке советской  бани с колоннами мы зависали надолго, громко читая стихи и разыгрывая сценки. Лучше бы вопрос звучал: «Что вам мешает стать драматургом?»

Какие пьесы считаете своими удачами, какие – нет?
Через недолгое время после написания,  все пьесы становятся мне отвратительны, все кажутся  неудачными. Поэтому мне сложно к ним возвращаться и переделывать. Стараюсь сохранять к ним вежливость какую-то, как к бесячим родственникам. А хочется всегда написать что-то нормальное!

Есть ли в вашей жизни Мастер, Учитель, Гуру? Как он повлиял на вас?
В школе – это был художник Шумов, преподаватель ИЗО и ОБЖ. Он рассказывал во время рисования жуткие фольклорные страшилки  про оборотней, колдовство, случаи самовозгорания. Однажды подарил конверт с премией за 2 место в олимпиаде по ОБЖ – из своего кармана, как я потом поняла. Мы с мамой купили хорошую акварель и беличьи кисточки на эти деньги. Еще он уговаривал меня не быть художником, рассказывал, какая это «скользкая дорожка», неблагодарный труд  и печаль.

В юности был один настоящий поэт-бардовский исполнитель, которого я нашла в нашем маленьком шахтерском городке, но он к тому времени находился в глубокой зависимости и редко выходил из запоев. Но вот эти наши разговоры о человеческой жалости, любви, Бродском и смысле жизни, а самое главное – даже не разговоры, а болезненные нравственные уроки.

Про своих любимых Учителей можно говорить бесконечно. Повлияли они неизгладимо, само-собой! Жаль, некоторым уже поздно выразить свою благодарность – их не стало. Однажды я разузнала домашний телефон своей преподавательницы и позвонила в праздник, высказать всю любовь, что накопилась у меня к ней за годы разлуки, но оказалось, она меня совсем не помнит. Но думаю, ей все же было приятно!

С учителями мне везло, а уж то, что главным моим учителем стал Николай Коляда – это настоящее счастье.  Каждый учитель стал моей силой и совестью.

Какие книги по мастерству драматурга для вас являются настольными?
Пытаюсь себя заставить дочитать Макки, «История на миллион» Но чем дальше читаешь, тем зануднее его книга. На курсе Коляды обязательной к прочтению была «Кино между адом и раем» Митты — читается легко, словно комикс, очень все доходчиво, но так же и выветривается. На одной из лабораторий Жанар Кусаинова подарила мне целую электронную библиотеку специальной литературы по сценарному мастерству, но если бы что-то было прочитано!

 

ОБСТАНОВКА

Как выглядит ваше рабочее место, необходимо ли оно вам или можете писать в любом месте? Вообще, насколько важна обстановка? В каких условиях не сможете работать?
Идеально – это когда рядом друзья, они говорят о чем-то своем, пьют, едят, а ты на краешке стола с тетрадкой или на коленке что-то строчишь, и друзья настолько близкие – что не обращают на это внимания. Сносно – это в одиночестве, а неприемлемо – это когда ребенок твой дергает тебя за локоть во время твоего приступа вдохновения,  ты конечно же делаешь выбор в пользу ребенка.

 

pers_baturina
Есть ли ежедневная норма написанного или четкое расписание «от звонка до звонка»?
Когда пишу на заказ, стараюсь распланировать работу и сдать в срок. А так – являюсь воплощением того, как делать не надо.

Над сколькими проектами можете работать одновременно? Как распределяете свое время?
Над одним. От совмещения испытываю бешенство и стараюсь такого не допускать.

 

ПРОЦЕСС

Как долго длится обычно сбор материала для новой пьесы и в чем он заключается?
Он может длиться и год, и больше, лишь бы не охладеть к теме. Если она действительно занимает, материал накапливается сам, как снежный ком – липнет из всех источников и случайно подслушанных разговоров.

Прорабатываете ли вы предварительно структуру пьесы или сразу же начинаете писать? Если прорабатываете, то как это выглядит – схема на листе бумаги, план в голове, карточки на стене? На каком этапе окончательно выстраивается драматургия?
Стараюсь обозначить опорные пункты истории на бумаги, если не идет – расписать еще подробнее план, что происходит в каждой из сцен. Окончательно выстраивается на этапе замысла, редко уходит во что-то иное, хотя не исключаю такой возможности.

Что делаете, если пьеса буксует на месте и ничего не пишется? Прошла ли мимо вас главная болезнь творческих людей – прокрастинация?
Пытаюсь лучше вникнуть в материал, познакомиться с героями заново, с иной стороны взглянуть на них и ситуацию, по чесноку поговорить с собой, моя ли тема, волнует ли она меня. И если окажется, что нет, переключиться на совсем другое – сшить юбку, завялить помидоры. Насчет прокрастинации… Мне кажется, творческий выхлоп каждого человека обусловлен его талантом, энергией, самодисциплиной, и жаловаться или оправдываться – как-то неуместно.

«Writing is rewriting» — согласны с этим? Сколько редакций обычно делается перед окончательным вариантом?
Серьезных редактур – не больше двух-трех. Потом просто пропадает интерес.

 

РЕЗУЛЬТАТ

Пьеса написана. Что делаете дальше?
Стараюсь никому не показывать. Стыжусь. Отправляю Коляде или на любой ближайший конкурс, где ридеры – чужие, незнакомые люди, перед которыми мне совершенно не стыдно!

Кто первым читает вашу новую пьесу? Есть ли сложившийся круг бета-ридеров? Советуетесь ли с кем-нибудь в процессе написания?
С мужем советуюсь, но не всегда. Могу принести на семинар на курс драматургов Николая Владимировича Коляды – вот там всегда годный разбор полетов! Но это такой акт садомазохизма для меня, если хочется острых ощущений. К сожалению, чаще всего пытаюсь никому не досаждать своими пьесами, хотя понимаю, что это абсолютно не правильно.

Как относитесь к критике? Помогает она или мешает? В случае негативных оценок отмахиваетесь, прислушиваетесь или впадаете в депрессию?
Критика меня забавляет и льстит. Даже та, в которой сообщается о моей полнейшей профнепригодности. Прежде всего, критика – это же оказанное внимание! Щекочет нервы, заставляет мучиться, но никогда меня не раздавит. Иногда можно встретить действительно годные замечания и испытывать тайную благодарность. А если уж совсем грубой и несправедливой кажется чья-то критика, у меня в душе всегда есть непобедимый козырь – радость в момент творчества, процесс сочинения, мое вдохновение, игра – короче все то, что никто отобрать не сможет, и что всегда мне будет доступно, вне зависимости от качества результата и критических оценок.

Новый драматургический язык уже найден? В какую сторону движется его поиск, кого считаете идущим в авангарде?
Думаю, нельзя найти раз и навсегда какой-то новый язык, этот поиск бесконечен.

В авангарде всегда идут поэты, поэтому стоит к ним прислушиваться. Они более чуткие, на тенденции и события реагируют молниеносно.

 

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

Советы начинающим драматургам:
Не люблю давать советы. Советую всем беречь здоровье, уважать предков.

С чего начать, где и как учиться драматургии? Как совершенствоваться?
Больше общаться, но не только с людьми театра – всерьез общаться с абсолютно разными людьми.

Как заявить о себе, куда податься молодому драматургу?
Проще некуда! Отправить на конкурс – их сейчас очень много. Читать в клубах, выкладывать в интернете, заводить знакомства. Если еще там не был – пойти на лит.факультет.

Реально ли зарабатывать на жизнь только написанием пьес? Как выкручиваться – идти на ТВ, искать подработку?
Реально, но если я прокачаюсь до такого уровня, обязательно расскажу, как мне это удалось. Пока приходится подрабатывать в магазине интим-товаров. Здесь уж я могу проконсультировать по полной!

 

ЗАПОВЕДИ ДРАМАТУРГА

Попробуйте сформулировать несколько заповедей драматурга.
1. Верь
2. Делай
3. Люби


Комментарии:

Оставить комментарий

  

  

  


− 2 = 6