Новости сайта

25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПРОЗЫ.
25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПЬЕС. Добавлена информация про вернувшуюся в 2016 году Омскую лабораторию современной драматургии. Дедлайн - 31 августа.
09.08.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов СЦЕНАРИЕВ. Добавлена информация про питчинг КИНОТЕКСТ: ГЛАВНАЯ РОЛЬ. Дедлайн - 30 августа.

Рубрики

Пишем телесценарий. 10 заповедей ситкома

Начинаем серию публикаций из блога Ирины Кемарской «Пишем телесценарий«.

pers_kemarskaya

Об авторе блога «Пишем телесценарий»:

Кемарская Ирина Николаевна, закончила факультет журналистики МГУ им. М,В,Ломоносова в 1976 г. и сценарный факультет ВГИКа им. С.А.Герасимова (заочное отделение, мастерская Н.Н.Фигуровского) в 1990 г. 15 лет работала автором сценариев и дикторских текстов на киностудии «Центрнаучфильм». С 1992 года – на телевидении. Сценарист, редактор, шеф-редактор, руководитель программ, главный редактор производящей компании. Работала на программах «Под знаком «Пи», «Очевидное – Невероятное» (Останкино), ««Старая квартира» (РТР), Женские истории» (ОРТ), «Последний Герой -1» (ОРТ), «13+» («Культура»), «Галилео» (СТС) и других. Лауреат премии ТЭФИ (1998). Автор книг «Телевизионный редактор-профессионал»(2003), «Телевизионный редактор» (2004, 2007, 2009). Академик АРТ. Член Гильдии кинодраматургов СК РФ. Кандидат филологических наук. Преподаватель. Играющий коуч-тренер.

 

pers_rozengurtАвтор статьи «10 заповедей ситкома»:

Роман Розенгурт, родился в 1981 году, по образованию — нейропсихолог. Закончил курс «Breaking Into Sitcom Writing». Писал для различных комедийных проектов, в числе которых «6 кадров», «Нереальная История», «Женская Лига», «Три Сестры», «Красотки», «Мужчина на вырост» (в работе) и другие. Автор юмористического еженедельника «Бесэдер». Победитель конкурса «The Next Big Thing» (Канал 1+1)

 

10 заповедей ситкома

1. Не смешивай жанры. Если это комедия положений, то не надо из нее делать драму или детектив. Зритель ждет вполне определенного блюда. Хотя лично мне всегда импонирует смешение жанров, в целом это не принято. Конечно, отдельные серии в каком-нибудь седьмом сезоне могут быть стилизованы под другой жанр, детектие, например. Но это могут себе позволить уже состоявшиеся проекты. Кстати, «Друзей» критиковали за излишнюю мелодраматичность. Но «Друзья», наверное, сами уже могут выбирать, кому нравиться, а кому нет.

2. Не сотвори кумира, но сотвори персонажа. У каждого персонажа необходимо выделить основной комедийный аспект (ОКА), желательно несколько. И предпочтительнее, чтобы у разных персонажей черты и цели были противоположные. Вот 8 архетипов ситкома (по книге «8 персонажей (масок) комедии»):  Умник; Милый Неудачник; Неврастеник; Тупой; Стерва\Негодяй; Бабник\Женская версия того же; Материалист; Не от мира сего.

3. Не упоминай Бога всуе, и уж, тем более, не заставляй его решать проблемы героев. Все решения – результат действий героев. «Бог из машины» вместо настоящего решения раздражает и зрителей, и продюсеров.

4. Помни про шутки, ибо без них ситком — не ситком. По американским учебникам, на страницу сценария (минута эфира) должно быть 4 смеха. Необязательно шутка, смех может исходить из смешной ситуации, гэга. Вообще, если можно передать информацию не вербально, то лучше обойтись без слов. Но шутить все равно придется. В идеале шутка должна быть короткой и неожиданной. То есть без долгой подводки, после которой понятно – сейчас пошутит. В идеале – панчлайн (собственно смешное) на последнем слове.

5. Почитай отца и мать — и что-нибудь по драматургии почитай тоже. Потому что ситком, по сути, ничем не отличается от любого драматического произведения. В нем должны быть завязка, развитие и развязка. Чуть более расширенно -  побуждающее событие, поворот в начале, точка невозврата в середине, поворот в конце, кризис и кульминация. Структура ситкома может быть 2-х, 3-х и 4х актной, хотя по сути 2-х и 4-х актные это вариации классической трехактной структуры, подогнананной под рекламные паузы. Иногда главную линию делают 3-х актной, второстепенную 2-х актной.

kot_i_sobaka

6. Не убий. Это относится только к российским ситкомам. У нас никто не умирает. Разве что далеко, давно и за кадром. Российские зрители не любят черный юмор. Во всяком случае, продюсеры так считают. Кстати, ситком «Светофор» в российской версии, на мой взгляд,  сильно уступает израильскому оригиналу, в том числе из-за сложностей с черным юмором.

7. Не прелюбодействуй. В смысле, не изменяй. Герои ситкомов не меняются. Хотя они всегда получают урок и приходят к новому пониманию в конце серии (это обязательно), в следующей серии они этот урок уже не помнят. Из серии в серию персонаж остается тем же самым, совершает одни и те же ошибки. Жизнь персонажей ситкомов протекает циклично: Стабильность-Нестабильность-Новая стабильность. Например, герой в конце первого акта теряет работу, затем безуспешно ищет новую и, наконец, находит.

8. Не укради смысл. У каждой истории есть смысл. Просто поржать и разойтись не катит. Обычно в начале серии заявляется тема. Потом все параллельные истории, так или иначе, эту тему муссируют. В конце серии персонажи получают некий урок, мораль,  даже если они его потом забывают. Причем смысл самый простой: «не ври», «дружба это хорошо» и т.д. Ситком – зеркало общепринятых моральных ценностей.

9. Не лги. Герои должны действовать так, как должны, исходя из их характеров и обстоятельств. Часто бывают притянутые за уши глупые решения, которые запускают комедию положений. Но в них не верится. Действие должно быть обоснованно глупым.

10. Не заставляй героев шутить. То есть персонажи не должны постоянно шутить, с целью насмешить других персонажей. В жизни далеко не все шутят, и мало кто шутит смешно. К тому же, сами персонажи не считают свою ситуацию смешной – у них драма, катастрофа, конец света! Идеальная шутка – это абсолютно серьезная фраза, смешная именно в контексте. Чтобы иметь возможность вволю пошутить, сценаристы «назначают» одного из персонажей шутником. Остальным шутить нельзя или можно, но редко. Например, в «Интернах» шутит только Быков и делает это виртуозно. Купитман и Романенко шутят изредка. Остальные практически никогда не шутят. (Слава богу, сценаристы «Друзей» этого правила не знали и подарили зрителям кучу блестящих шуток ))

Из всего этого можно сделать вывод – »НЕ» с глаголами пишется раздельно ))  Роман

 

Комментарий Ирины Кемарской:

На самом деле, мне кажется – это вызов! А слабо этот списочек дополнить, расширить и углУбить? Только не по книжкам американским (хорошие книжки, но мы их и так все читаем!), а по своему жестокому опыту работы на веселых программах? Эй, спецы-усмешнители, скетчкомщики, юмористы-КВНщики, где ваши инсайты?.. (Привязалось ко мне это слово сегодня, прости Господи!)

Ладно, выдаем Правило: Хорошую шутку не предугадаешь.

   Удачной охоты всем нам!

P.S. Подписаться на книжку и доставку постов на дом можно здесь!

Источник — http://kemarskaya.livejournal.com/46200.html

 

Справка DramaFond.ru:   Ситком (Ситуационная комедия, sitcom) — вертикальный комедийный сериал. Английское слово sitcom является аббревиатурой словосочетания situation comedy, т.е.»комедия положений». Комедия положений — старый театральный, литературный и кинематографический жанр, однако к ситкому имеющий довольно опосредованное отношение. Сегодня ситком — это вполне устоявшийся формат телевизионного сериала со множеством своих непреложных правил, в числе которых длина серии, составляющая обычно 22 (22-25) минуты, закадровый смех и статус-кво ситуации (герои и их обстоятельства очень редко претерпевают изменения от серии к серии, даже если сериал длится несколько лет). Лучшим ситкомом в истории телевидения нередко называют сериал «Друзья», а долгожителем эфира является анимационный ситком «Симпсоны». Традиционный Ситком снимается в ограниченном наборе декораций, и построен на ситуационном юморе.


Комментарии:

6 комментариев к Пишем телесценарий. 10 заповедей ситкома

  • Ольга

    Роман, а что в Израиле? Или тут никак? Тогда вопрос — как получить сценарную работу в России? Там же никто ничего не хочет! Все дают интервью «нет хороших сценариев», готовы покупать их в США, но когда посылаешь синопсисы или свои сценарии, даже не отвечают, что получили. Все падает как в черную дыру и там исчезает. И я не просто Вася Рабинович из магазина, я профессиональный сценарист, но стена непробиваема. В Израиле чуть-чуть сдвинулось и сразу застряло. Опять же — везде свои…

  • Рома

    Ольга, напишите в личку. Наверху есть линк.

  • Сергей

    Роман, я думаю ваш ответ будет интересен не только Ольге.

  • Рома

    Да, собственно, никаких особых секретов. Посылать во все места. Отзываться на все предложения о работе. На запрос «требуются сценаристы» или «ищем сценарии» в гугле будет немало вариантов. Профильные сайты и группы в фейсбуке. Студенты, ищущие короткометражки. Конкурсы сценариев — есть на Драмафонде. Различные сценарные курсы (в том числе дистанционные)
    Как раз в Израиле я не знаю, как пробиваться :)

  • Алексей

    Роман, Вы сами по этим ссылкам ходили?
    Вот и не надо трындеть фальшь прилюдно.
    Не знаю про Израиль, но про вход в «команду» в России — весьма тернистый и местами загадочный витиеватый путь. Особенно не в ситкомы.
    Ирина Кемарская, спасибо за труд. Ждём продолжения.

    • Алексей, давайте уважительно относиться к собеседнику.

      Кстати, эту статью написал как раз Роман, просто она была размещена в блоге Ирины. Так что спасибо им обоим.

       

Оставить комментарий

  

  

  


− 2 = 3