Новости сайта

25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПРОЗЫ.
25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПЬЕС. Добавлена информация про вернувшуюся в 2016 году Омскую лабораторию современной драматургии. Дедлайн - 31 августа.
09.08.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов СЦЕНАРИЕВ. Добавлена информация про питчинг КИНОТЕКСТ: ГЛАВНАЯ РОЛЬ. Дедлайн - 30 августа.

Рубрики

Что такое питч? Как проходят сценарные питчинги? Как заинтересовать продюсера?

Многие сценаристы (особенно начинающие) боятся озвучивать свои гениальные идеи. А вдруг украдут, перелицуют, снимут фильм, не поставив автора идеи в известность. Или, даже если не украдут, то могут невольно заимствовать, так как услышанная когда-то и где-то идея может, удивительным образом, выплыть из памяти, обрести новые краски и стать настолько родной, что претензии автора покажутся кощунственными. Тем более, что в нашем законодательстве авторские права на идеи не распространяются…

Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.

Что же делать автору? Как пленить продюсера, не потеряв при этом свою идею?

Современный кинорынок придумал отличный инструмент для наиболее выгодной (как для авторов, так и для продюсеров) презентации идей заинтересованным лицам. Это питчинг.

Из нашего словаря терминов:

Питч (Питчинг, pitch, pitching) — краткая словесная (иногда визуальная) презентация идеи, истории фильма или ТВ-проекта, как правило, от имени сценариста или режиссера, в адрес продюсеров и представителей киностудий, с целью заинтересовать потенциального покупателя и привлечь финансирование на кинопроект, либо продать сценарий. В идеале питч должен укладываться в пять-десять предложений (менее пяти минут).

Питчинг — процесс, мероприятие, организованное с целью представления питчей. Питчинг бывает продюсерский, а бывает сценарный. Сценарный питчинг – презентация сценариста, который хочет продать свой сценарий продюсерам. Продюсерский питчинг – это поиски целенаправленного финансового партнерства до стадии производства.

Первый в России питчинг состоялся в 2007 году в рамках фестиваля «Кинотавр».

В этой статье — небольшой дайджест по теме питчинга.

1. Как построить питч полнометражного фильма?

Ответ на этот вопрос лучше всего представлен в статье «Как правильно продать историю за пять минут»

Автор — Даг Эбох, преподаватель сценарного мастерства

(Источник — http://www.cinemotionlab.com/think/25 . Статья на английском языке — http://letsschmooze.blogspot.com/2009/03/pitching-story-not-plot.html)

Вы написали гениальный сценарий, но это еще не значит, что фильм по нему будет снят. Многое зависит от вашего умения быстро объяснить редактору, продюсеру, режиссеру, чем эта история отличается от тысяч других. Свой взгляд на то, как делать питч, предлагает Даг Эбох.

Хорошая презентация — это вам не шутки!

Нравится нам это или нет, но представлять свою работу – делать питч – должен уметь каждый сценарист. А большинство из нас, это действо на дух не переносят. Чаще всего питч делают, чтобы продать сценарий. Иногда нам приходится представлять будущий фильм актерам и режиссерам, чтобы они прочитали нашу работу. Если вы начинающий автор, то ваша цель – заинтересовать агента или редактора настолько, чтобы он захотел прочитать текст целиком.

Самая большая ошибка сценаристов в том, что они пытаются пересказать сюжет. Сюжет не поможет вам продать сценарий. Представлять нужно интересную историю. В чем разница? Сюжет – это простая последовательность событий – «что случается». История делает акцент на том, почему это случается. В ней вы рассказываете о персонажах и теме фильма.

Помните, что весь фильм вы рассказать не сможете. Никто этого и не ждет. Даже самый долгий питч не может длиться более пятнадцати минут. Поэтому придется обобщать.

Предлагаю вам хорошее упражнение: смотрите трейлеры. Например, их можно найти по этим ссылкам: http://www.apple.com/trailers/, http://kino-govno.com/news/trailers и http://www.kinopoisk.ru/level/16/. Хорошие трейлеры – те же питчи, только концовку не выдают. (А вам придется раскрывать финал своей истории, ведь никто не будет платить за сценарий, который непонятно как заканчивается.) Посмотрите трейлер, и попытайтесь выразить идею фильма. Посмотрите еще раз. Как создатели трейлера смогли передать эту идею?

Универсальной формулы нет, но я обычно строю свой питч так:

1. Логлайн (описание вашего фильма в одно предложение). Идею фильма я выкладываю сразу же. Это помогает правильно интерпретировать все, что я скажу потом.

2. Жанр и настроение. Вот самое плохое, что вы можете услышать после того, как рассказали полпитча: «Это комедия что ли?». И неважно, каким будет ваш ответ. Конечно, настроение вашей истории должно быть понятно из того, что вы рассказываете, но зачем рисковать? Скажите прямо: «Это фантастический триллер».

3. Завязка. Больше всего времени вы уделите пересказу первого акта. Важно донести до слушателей, кто ваш главный герой, чего он хочет, что случится, если он этого не получит, какие препятствия стоят у него на пути. Если мир вашей истории не обычный (фантастический или мистический), нужно рассказать о нем и о «правилах», действующих там.

4. Второй акт. Кратко расскажите об основных поворотных пунктах, опишите препятствия, которые преодолевает герой во втором акте. Например, питч «Стильной штучки», я бы сделал так: «Мелани переезжает к Джейку и пытается так испортить его жизнь, чтобы он дал ей развод. В это же время она снова начинает общаться со старыми друзьями. А еще ей нужно решить проблемы со своими родителями, которые…» Не обязательно рассказывать все от «А» до «Я», просто дайте слушателям понять, как развивается история.

5. Знаковые сцены. Описывая второй акт, я обязательно обращаю внимание на знаковые сцены. Не нужно мелких подробностей, но из рассказа должно быть понятно, что эти сцены не дадут зрителям скучать. («Потом Бэтмен должен остановить Джокера, чтобы тот не убил свидетелей. Начинается погоня по Готэму. Бэтмэн несется на своем супер-мотоцикле, Джокер – на большом грузовике. Бэтмен его переворачивает, но Джокер остается жив…»)

6. Потрясение. Надеюсь, в конце второго акта вашей истории случается нечто совершенно неожиданное, что знаменует начало третьего акта. Подведите своих слушателей к этому моменту правильно.

7. Развязка. Расскажите концовку. Опять же, не нужно делать это в мельчайших подробностях. Просто дайте слушателям возможность ощутить кульминацию всего фильма. (Пример из «Крепкого орешка»: «А потом Джон МакКлейн должен спасти заложников с крыши, где полно взрывчатки.») На забудьте рассказать и об эмоциональной развязке. Чему научился или не научился герой? Как изменилась его жизнь?

В идеале, вы должны уложиться в 5-7 минут. Чем короче питч, тем лучше (хотя, некоторые продюсеры любят узнать побольше деталей). Повторюсь, вам не нужно описывать весь фильм целиком. Расскажите трейлер, прибавьте концовку. И ваш сценарий захотят прочитать.

 

2. Насколько эффективен питчинг?

Отвечает Анна Гудкова (организатор питчингов на «Кинотавре»):

«Питчинг эффективен в любом случае. Просто не всегда он дает именно те результаты, на которые ты, как куратор или участник, рассчитываешь изначально.

Но есть три вещи, которые участник получает безоговорочно и непременно. Во-первых, это новая информация о собственном проекте, свежий взгляд, к которому обычно прибавляется фактически анализ драматургии фильма, отчетливое понимание восприятия проекта аудиторией. Во-вторых, это единомышленники. Для каждого выступающего находятся люди, которые именно в нем видят собрата по духу и мироощущению и проникаются к нему симпатией и готовностью разделить с ним свой собственный профессиональный путь. Питчинг открывает лицо, характер, порой даже подлинную систему ценностей продюсера. И это никогда не остается неоцененным и незамеченным. И наконец, бонусы-сюрпризы: предложения от фестивальных отборщиков, встречные предложения о партнерстве от других продюсеров, предложения по рекламной поддержке вместо производственной, идеи бартерных сделок, удешевляющих производство. И много всего другого. Словом, практически никто не уходит с питчинга «пустым». И это — абсолютная аксиома.»

 

3. Какие вопросы задает себе продюсер, слушая презентацию проекта на питчинге?

  1. Возможно ли успешно продать концепцию этого проекта?
  2. Подходит ли эта история для какого-то конкретного рынка?
  3. Нравится ли мне история настолько, что я потрачу два года своей жизни на производство фильма? (если речь идет о полном метре)
  4. Могу ли я четко объяснить, почему верю, что этот проект принесет прибыль?
  5. Способен ли этот проект привлечь хороших актеров и дополнительные источники финансирования?
  6. Не испортит ли этот проект мою репутацию?

 

4. Как построить питч телесериала?

Давайте прислушаемся к кинокомпаниям, производящим эти телесериалы. Вот что они хотят услышать в питче, презентующем горизонтально-вертикальный телесериал (из формы заявки на питч от кинокомпании «Амедиа»):

01 – Название;
02 — Формат, количество и хронометраж серий;
03 — Предполагаемый канал (почему – 1-2 фразы);
04 – Содержательная часть:
- яркие запоминающиеся герои;
- основной конфликт истории;
- динамичный захватывающий сюжет;
- актуальные темы и конфликты.
Плюс – Любая дополнительная информация, позволяющая раскрыть масштаб замысла (ссылки, референсы)
Плюс – Кто вы? Почему решили принять участие в питче? Почему ваш проект должен понравиться зрителям?

Смотрите также нашу статью Как оформить заявку на телесериал или полнометражный фильм. Шаблон сценарной заявки. Данный шаблон — скелет будущего питча, который надо наполнить ярким содержанием. Только наполните его в меру, все-таки питч должен длиться не более 5 минут, причем доходчиво и образно, а не скороговоркой.

Обратите внимание — в питчинге вертикального сериала на первый план должны выйти герои, их взаимоотношения и «среда обитания», а не конкретные происходящие с ними истории. Питчинг небольшого горизонтального сериала (до 8 серий) составляется по принципу питчинга полного метра.

 

5. Подробности и ценные советы от участника питчинга на «Кинотавре»

Источник — Festagent.

Дмитрий Куповых презентует проект «Мафия» на «Кинотавре». © proficinema.ru

F: Что сейчас происходит с проектом «Мафия»?

Дмитрий Куповых: Права на проект приобрела кинокомпания Trikita Entertainment. Всплеск интереса к «Мафии» на питчинге был достаточно высок. Сразу возникло много предложений: более или менее конкретных и практически каждым можно было бы воспользоваться. Питчинг действительно способствует поиску партнеров и может напрямую повлиять на запуск проекта в производство и, так что это – вполне реальный инструмент кинобизнеса. В случае с «Мафией» из множества предложений, в конце концов, было выбрано оптимальное.

F: На что нужно обратить особое внимание при подготовке к питчингу?

Дмитрий Куповых: Безусловно, нужно заранее подготовить «спич» и впоследствии свободно общаться в рамках этого «спича» с аудиторией; говорить не по бумажке. Нюансы зависят непосредственно от выступающего. Кому-то лучше составить только план выступления, кому-то лучше выучить всю речь наизусть. Очень важно прислушиваться к себе и доверять своим ощущениям при подготовке. Я, например, решил перестраховаться, и выучил речь для «Кинотавра», хотя обычно очень комфортно импровизирую в рамках плана. В итоге, этот «вызубренный» текст меня тормозил.

Крайне желательна визуальная часть. О ней обычно мало кто заботится, даже на «Кинотавре». В целом, лучше придумать что-то необычное. На «Кинотавре» было всего две более-менее нестандартных презентации: у нас и у Натальи Мокрицкой, которая привела целый хор маленьких девочек. То есть даже на таком серьезном мероприятии, как питчинг «Кинотавра», где вполне серьезные люди не особенно заморачиваются, очень легко выделиться, просто за счет подачи. Могу привести удачный пример с режиссерского питчинга «АРТкино». Победители питчинга придумали концепцию диалога: они рассказали свою историю, обмениваясь репликами, как в обычном разговоре: «Саша, как тебе кажется, это интересная история? О чем она?», «Да, Денис, мне кажется, она интересная, потому что…». Аудитория была в восторге. При этом зрители действительно оценили историю: она была грамотно преподнесена, и от внимания публики не ускользнули все её плюсы.

F: Стоит ли раскрывать финал своей истории на питчинге?

Дмитрий Куповых: Если преимущество проекта заключается в неожиданной развязке – ее нужно либо раскрыть, либо интригующе обозначить. В презентации нужно обязательно использовать все свои плюсы. Если в проекте уже занят известный режиссер или актёры, если у истории потрясающий эффектный финал – это нужно подчеркивать, показывать и рассказывать. Раскрывая финал, не стоит опасаться за свои авторские права. Питчинг – это, скорее, одна из форм их защиты. На презентации присутствует множество представителей киноиндустрии и прессы, и доказывать авторство идеи впоследствии не придется.

 

6. Полезные ресурсы о питчинге:

Питчинг на «Кинотавре» (официальный сайт).

Питчинг на «Кинотавре»: как это было — видео , подробное описание лучших проектов.

Питч, покоривший Спилберга. — о технике презентации сценария с помощью доски и карточек.

Режиссерский питчинг проекта «Астра, я тебя люблю» (видео).

Видеоролик о питчинге сценарных проектов студентов ВГИК.

Питчинг писателей (писатели презентуют свои книги кинопродюсерам).

Способы визуализации будущего фильма, в том числе и для питчинга.

 

Не боитесь оказаться в роли вороны, потерявшей сыр. Мы же люди. Возьмите свою идею в руки, покажите потенциальным покупателям, расскажите о её достоинствах, дайте им её потрогать, проверить на прочность и оригинальность, примерить… Для этого и созданы питчинги.

А потерять свою идею боится только тот, у кого она одна.


Комментарии:

1 комментарий к Что такое питч? Как проходят сценарные питчинги? Как заинтересовать продюсера?

Оставить комментарий

  

  

  


4 + 4 =

MAXCACHE: 0.47MB/0.00024 sec