Новости сайта

25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПРОЗЫ.
25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПЬЕС. Добавлена информация про вернувшуюся в 2016 году Омскую лабораторию современной драматургии. Дедлайн - 31 августа.
09.08.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов СЦЕНАРИЕВ. Добавлена информация про питчинг КИНОТЕКСТ: ГЛАВНАЯ РОЛЬ. Дедлайн - 30 августа.

Рубрики

Как оформить пьесу. Основные правила.

Если вы решили написать пьесу только для себя и своих друзей, вы можете её оформить так, как вам нравится – самым замысловатым шрифтом, с любыми картинками и завитушками, с непредсказуемой версткой. Но если вы планируете отправлять пьесу на конкурсы или в театры, лучше оформите ее по правилам, к которым привыкли люди, читающие пьесы по долгу службы.

В оформлении пьес нет такого строго формата, как в оформлении сценариев. Николай Коляда даже говорит своим ученикам, что написать пьесу легко: слева – кто говорит, справа – что говорит. Это и есть основное правило оформления. Но лучше все-таки запомнить еще несколько устоявшихся плавил.

 

I ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

Текст пьесы обычно набирается шрифтом Times New Roman, размером 12 pt (иногда14 pt) с одинарным или полуторным интервалом в формате текстового редактора Microsoft Word (doc). Обратите внимание, что формат docx не у всех пока открывается.

 

II ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЛИСТА

В верхнем правом или левом углу пишется имя автора. Можно там же указать электронный адрес и другие контактные данные.

Далее по центру страницы пишется название пьесы. Можно выделить его – размером шрифта, курсивом или полужирным шрифтом. Только не переусердствуйте!

Под названием пьесы указывается ее жанр и (возможно) количество действий.

Пример:

Василий Пупкин
vasya@pupkin.ru

Моя жизнь
комедия
в двух действиях

 

Можно сделать титульный лист и оставить на нем только эту информацию, а внизу (по центру) приписать город, в котором создавалась пьеса, и год ее создания.

Но лучше сразу на первом листе разместить и список действующих лиц (через 2–4 пустые строки после жанра).

Важно! Имена действующих лиц (в списке и в тексте пьесы) выделяют полужирным шрифтом (либо разрядкой, либо прописными буквами).
Строки списка действующих лиц выключают в левый край (или начинают с небольшим отступом).

Под списком действующих лиц может быть краткое описание места и времени действия, которое можно выделить курсивом.

Пример:

       ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

       Вася Пупкин – 35 лет, шофер
       Алла Пупкина – 35 лет, его жена
       Вова Пупкин – 9 лет, сын Васи и Аллы

       Деревня Пупкино в сибирской глубинке. Наши дни.

 

III ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНОГО ТЕКСТА ПЬЕСЫ

Далее (со второго листа или через 2-4 пустые строки после списка действующих лиц) следует основной текст пьесы, разделенный на действия, акты, картины или части.

Реплики и монологи как основной текст набирают шрифтом прямого светлого начертания. Оформление ремарок рассмотрим на примере и в отдельном правиле.

Пример:

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Начальная ремарка, оформляется по правилу IV.

1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени героя, оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется по правилу IV.

2-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется по правилу IV.

Если после расширенной ремарки идет продолжение текста говорящего действующего лица, то этот текст оформляется без абзацного отступа.

3-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица.

Между внешней ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

………………………

КОНЕЦ (или Занавес)

Теперь, после слова «Конец», при желании, можете написать (или повторить) свои контактные данные, можете поставить свой копирайт и напомнить о защите авторских прав, можете привести какие-то дополнительные авторские замечания по поводу пьесы и пр. Только не пишите все это на первом листе! (Авторские замечания лучше вовсе не пишите).

 

IV ЕЩЕ ПРО ОФОРМЛЕНИЕ РЕМАРОК

Ремарки бывают двух типов:

1)      Внутренние – относящиеся к поведению на сцене действующего лица, произносящего в это время реплику.
2)      Внешние – относящиеся к поведению на сцене прочих действующих лиц (кроме произносящего реплику в данный момент) или описывающие место действия и обстановку на сцене.

Ремарки первого типа пишутся сразу после имени действующего лица или внутри его реплики, заключаются в скобки и выделяются курсивом (в стихотворном тексте – отдельной строкой). Не забудьте про правило с точкой и скобкой (см. выше)!

Ремарки второго типа располагают отдельными строками, с выключкой – сообразно всему замыслу оформления пьесы – на середину формата (в красную строку) или в край. Чтобы эти ремарки и по шрифту отличались от остального текста, их принято набирать пониженным кеглем (или курсивом, или пониженным полужирным).

Возможно (но не обязательно)! В ремарках второй группы имена действующих лиц, которые появляются на сцене или уходят с нее, обычно выделяют, набирая их тем же способом, каким они набраны перед репликами, то есть полужирным шрифтом (или вразрядку, или прописными буквами).

 

V ЕЩЕ ПРО ИМЕНА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

Способы расположения имен действующих лиц:

1)      в подбор с текстом реплики (имя действующего лица иногда начинается с абзацного отступа)
2)      отдельной строкой, выключая их, в соответствии с общим характером оформления пьесы, либо на середину, либо в левый край (подходит только для пьес в стихотворной форме!)
3)      слева от реплик, так, что они образуют как бы отдельную колонку. Помните правило Николая Коляды: «Слева – кто говорит, справа – что говорит»? При таком способе оформления оно особенно наглядно. (Только не надо делать между именем и репликой очень уж большое расстояние).

 

Все, теперь вы знаете, как оформить пьесу. Осталось только ее написать.
Как? На это вам не ответит даже Николай Коляда. Просто пишите, если не можете не писать.  И учитесь.

Когда пьеса готова — отправляйте ее на все действующие конкурсы драматургии.

Удачи!

Ваш DramaFond

 


Комментарии:

4 комментариев к Как оформить пьесу. Основные правила.

  • Про отношение к правилам оформления пьес ридеров и членов жюри:

    http://newdrama.livejournal.com/616196.html (см. и комментарии)

    Пишет Михаил Угаров:

    Точка. Скобки.

    Иногда кажется, что если я прочитаю еще одну пьесу, то стекло в очках у меня треснет.

    Беда еще в том, что я начинаю поправлять знаки препинания в чужих текстах.

    И не то что я фантастически грамотный, а просто так.

    Иногда я хожу на кухню спросить как пишется параход.

    (Одна моя знакомая спрашивала с истерикой в голосе – неужели же правда, что гумманизм пишет с одной буквой? Не веря в несчастье, спрашивала.)

    Меня же доводят точки в ремарках.

    ВАСЯ – ВХОДЯ пишется так:

    ВАСЯ (входя)
    – и не иначе.

    Не ВАСЯ. (Входя.) — и не — ВАСЯ (входя.)

    Случай, когда Вася говорит: «Да, да, да!» — оформляется так:

                ВАСЯ. Да, да, да.

    И нет никаких – ВАСЯ- двоеточие.

    Т.е. – обозначение действующего лица является законченным предложением (пускай из одного слова), и после него ставится точка.

     

    А внутренняя ремарка (которая внутри текста ВАСИ, пишется так:

    ВАСЯ. Да, да, да! (Подумав.) Нет, нет, нет!

    Точка внутри скобок, а не после.

    Вот, собственно, что хотел сказать. Для тех, кто пишет пьесы.

  • Ярослав Штих

    Тупизм в оформлении полный. Замечено, что все преподаватели плохо знающие свой предмет всегда требуют строгого оформления по форме. Знавал таких, что заворачивали работы написанные синими чернилами вместо чёрных. И это на 80 рукописных листах!

  • Ольга

    http://www.newdrama.spb.ru/puppet/library/rules.htm

    Извините, но здесь сказано, что точка ставится за скобкой. Где правда?

  • АЛЕКСАНДР

    ТОЛКОВЫЙ САЙТ. ХОРОШАЯ РАБОТА. МОГУ СМЕЛО СКАЗАТЬ, ЧТО ВАШ ТРУД СПОСОБСТВУЕТ И ВНОСИТ ВКЛАД В ДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОЛДАВСКОГО НАРОДА, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ТОЙ ЕГО ЧАСТИ, ЧТО ПОМЕШАНА НА СОЧИНЕНИИ ПЬЕС.

    С ИСКРЕННЕМ УВАЖЕНИЕМ,
    АЛЕКСАНДР ЗАВАЛИСТЫЙ

Оставить комментарий

  

  

  


+ 1 = 2

MAXCACHE: 0.46MB/0.00025 sec