Новости сайта

25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПРОЗЫ.
25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПЬЕС. Добавлена информация про вернувшуюся в 2016 году Омскую лабораторию современной драматургии. Дедлайн - 31 августа.
09.08.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов СЦЕНАРИЕВ. Добавлена информация про питчинг КИНОТЕКСТ: ГЛАВНАЯ РОЛЬ. Дедлайн - 30 августа.

Рубрики

Образец договора между драматургом и театром на постановку пьесы. Минимальные процентные ставки.

В конце данной статьи можно скачать образцы договоров между драматургом и театром на постановку пьесы. Эти образцы не являются эталонным, но они были реально заключены. Мы будет расширять нашу коллекцию договоров. Просим драматургов делиться образцами договоров!

ЧАСТЬ 1.

Театр. Драматург. Закон. (по материалам сайта Валентина Красногорова)

Отношения театров с драматургами далеко не всегда безоблачны. Разумеется, определяющим чувством является взаимная любовь (иначе бы театр не взял бы у автора пьесу, а автор бы ее не дал). Однако любовь, как известно, не бывает без грусти, и в отношения авторов с театрами нередко вкрадываются досадные и никому не нужные осложнения. Основной причиной этого является недостаточное понимание многими театрами того простого факта, что их контакт с авторами должен базироваться на определенных этических и юридических основах.

Театры никак не могут привыкнуть к тому, что еще до начала репетиций они должны получить от драматурга разрешение на постановку и заключить письменный договор, определяющий их отношения. Не столь редки случаи, когда театры под разными предлогами пытаются уклониться от выплаты уже договоренного гонорара. Что же касается изменений в пьесе при ее постановке без согласования с автором (сокращение, перестановка сцен, изменение финала или внесение в нее текстов и вставок собственного сочинения), это стало чуть ли не нормой. Между тем, в ст. 1266 Гражданского кодекса ясно указано: «При издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие бы то ни было изменения как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора».

Никому не приходит в голову, что все эти вольности являются нарушением закона или, попросту говоря, преступлением, за которым может последовать достаточно суровое наказание.

По понятным причинам драматург имеет право знать, кем был поставлен спектакль, кто художник и композитор, кем исполняются роли, имела ли пьеса успех, и каковы отзывы критики на ее постановку. Все это содержится в афише, программке, фотографиях и рецензиях. Театры редко удосуживаются послать автору эти материалы, хотя обычно это предусматривается договором.

Если большинство профессиональных государственных театров и, реже, частные антрепризы, в последнее время стараются как-то соблюдать авторское право, хотя и не в полной мере, то любительским театрам и группам это понятие вообще не знакомо. Скорее всего, причиной тому служит не злая воля, а обыкновенное правовое невежество (хотя незнание не освобождает от ответственности). Самодеятельные театры не знают, что действие законов об авторском праве распространяется на них точно в такой же мере, как и на профессиональные. РАО, как правило, не контролирует постановки любительских театров. Между тем, провести теперь грань между самодеятельным и частным театром не всегда возможно. И те, и другие дают платные спектакли, выпускают афиши и пр.

Руководителям театров (в том числе и самодеятельных групп) не  стоит забывать о  Постановлении Правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства». Вот некоторые выдержки из него:

«20. Плательщиками авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений являются юридические и физические лица, осуществляющие или организующие публичное исполнение произведений: театры (в том числе театры — студии, любительские самодеятельные театры), концертные и цирковые объединения….

21. Авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений начисляется во всех случаях как при платном, так и при бесплатном для зрителей (слушателей) входе«.

«26. Все пользователи произведений обязаны получить от авторов или их правопреемников разрешение  на использование произведений, вести точный учет исполнявшихся произведений и предоставлять авторам или их представителям по их требованию сведения о названиях фактически исполнявшихся произведений, фамилиях и инициалах их авторов (в том числе авторов музыки, текста и перевода), а также о суммах сбора (при платном входе), договорных суммах или суммах оплаты за выступления артистов и исполнителей (при бесплатном входе)».

Обычно драматург не стремится извлечь для себя материальную выгоду из любительской постановки его пьесы, но из этого вовсе не следует, что она может быть осуществлена без его спроса. Она может быть для него приятной, но по ряду причин может оказаться и нежелательной. В любом случае любое публичное исполнение произведения, платное или бесплатное, может быть совершено только с письменного согласия автора.

Таким образом, несоблюдение театрами необходимых юридических норм – явление не единичное, а очень распространенное. Многие еще надеются на то, что Русь велика, авось не заметят. Другие полагают, что постановка или изменение пьесы без разрешения есть лишь небольшое отклонение от правил, которое, в худшем случаем, грозит лишь тем, что «заплатим потом», а третьи вообще не задумываются о последствиях. По-видимому, еще не всем руководителям театров и театральных групп известно, что интеллектуальное право у нас охраняется не только Гражданским (часть четвертая), но и Уголовным (ст. 146) кодексом, а также «Кодексом об административных нарушениях» (ст. 7.12), и что нарушение закона может иметь результатом не только значительные штрафы, но и тюремное заключение.

Нередко права на пьесу принадлежат не снисходительному автору, а агентству, которое полностью распоряжается ею в своих интересах (а интересы у агентов не творческие и не сентиментальные, а чисто коммерческие). В таком случае несанкционированная постановка может стоить ее инициаторам миллионы рублей, и автор будет бессилен что-либо изменить, даже если бы он от всей души хочет помочь театру, нарушившему закон.

Напоминания об угрюмых статьях кодексов не очень приятны. И никому – ни авторам, ни театрам – не хочется осложнять свою жизнь спорами, взаимными претензиями и тем более судебными тяжбами. Лучший способ всего этого избежать – соблюдать закон.

 

ЧАСТЬ 2.

Основные пункты договора. Минимальные процентные ставки (по материалам сайта Гильдии драматургов Петербурга  — на вопросы координатора Гильдии Андрея Зинчука отвечает заместитель директора Северо-Западного филиала Российского авторского общества (РАО) юрист Наталья Ивановна Лохова)

— При заключении договора с театром на что следует обратить внимание в первую очередь?

— Во-первых, для любого авторского договора существует минимальный набор обязательных условий. Такими условиями являются:

  • предмет договора, то есть то произведение, которое что автор создал;
  • способ использования произведения (для драматурга это, как правило, публичное исполнение его пьесы в театре);
  • срок, на который автор передает свое произведение для использования;
  • территория, на которой театр вправе использовать это произведение;
  • и, конечно же, размер вознаграждения и порядок его выплаты.

О размере вознаграждения.

Обычно вознаграждение состоит из двух частей: аванс (может быть, и гонорар за создание произведения) и поспектакльные отчисления. При заключении договора размер единовременного вознаграждения определяется соглашением сторон. Конкретный размер поспектакльных отчислений тоже определяется соглашением сторон, но существуют и минимальные ставки авторского вознаграждения, которые установлены постановлением правительства РФ. И меньшей оплаты ни автор, ни театр установить не имеют права. Для разных произведений минимальный процент отчислений разный:

  • пьеса для взрослых в прозе, многоактная (два и более актов) — 8% от валового сбора, который поступает от продажи билетов; то же самое, но одноактная, — 2,5%;
  • пьеса для взрослых, в стихах, многоактная — 10% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3%;
  • пьеса для детей в прозе, многоактная, — 10% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3%;
  • пьеса в стихах для детей, многоактная, — 11% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3,5%;
  • пьеса для кукольного театра, в прозе, многоактная, — 9% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3%;
  • пьеса для кукольного театра, в стихах, многоактная, — 10% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3,5%;
  • инсценировка по неохраняемому произведению, многоактная — 3%; то же самое, но одноактная, — 1,8%;
  • инсценировка по охраняемому произведению, многоактная, — 3%; то же самое, но одноактная, — 1,8%.

 

ЧАСТЬ 3.

Образцы договоров между драматургом и театром на постановку пьесы.

Редакция сайта DramaFond.ru очень просит авторов, у которых есть на руках заключенные договоры с театрами и/или агентствами (РАО и другими) — поделиться образцами этих договоров (без личных данных, конечно).

Договор 1 (единовременная выплата автору, без процентных отчислений от показов) — Скачать.

Договор 2 (процентные отчисления от показов, без единовременной выплаты) — Скачать.

Разыскиваются договоры:

  • Договор между Драматургом и Театром на постановку пьесы (единовременная выплата+поспектакльные процентные отчисления).
  • Договор между Драматургом и Агентом (РАО и др.).
  • Договор между Драматургом и Театром на создание пьесы (написание пьесы или инсценировки на заказ).

Комментарии:

1 комментарий к Образец договора между драматургом и театром на постановку пьесы. Минимальные процентные ставки.

  • Анатолий Андреев

    Спасибо. А как по поводу музыки к спектаклю? Какие минимальные отчисления идут от театра, если идет музыкально-драматический спектакль? Как правило, это часто используется в сказках для детей. Например, я автор музыки в сказке, или, например,я автор одновременно музыки и текста.

    С уважением,
    Анатолий Андреев
    Город Иваново, Ивановской области

Оставить комментарий

  

  

  


7 − = 0