Новости сайта

25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПРОЗЫ.
25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПЬЕС. Добавлена информация про вернувшуюся в 2016 году Омскую лабораторию современной драматургии. Дедлайн - 31 августа.
09.08.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов СЦЕНАРИЕВ. Добавлена информация про питчинг КИНОТЕКСТ: ГЛАВНАЯ РОЛЬ. Дедлайн - 30 августа.

Рубрики

Упражнения для писателей. Часть 2: Работаем над диалогами

friends

Самые распространенные ошибки в диалогах:

Высокопарная речь — диалог не звучит, как естественный разговор.

Пустые разговоры — не продвигают развитие действия и не дают новой информации для понимания персонажей.

Диалог-экспозиция — в таком диалоге персонажи объясняют сюжет или повторяют информацию специально для зрителей.

Частые называния по имени — нужны автору, чтобы помочь зрителям идентифицировать персонажей, но в реальной жизни мало кто постоянно называет собеседника по имени.

Слишком много объяснений в ремарках — часто диалоги перегружены лишними пояснениями автора — «кричит», «восклицает», «плачет», «шепчет», «бормочет», «предполагая», «намекая», «увиливая» и т.д. Пояснения могут быть полезны, но в небольших дозах, не нужно через них передавать настроение или мысли персонажа.

Упражнения для совершенствования диалогов

 

1. Записывайте за собой все, что говорите в течение дня.

Посмотрите на особенности своей речи. Вы можете обнаружить, что говорите меньше, чем думаете. Большинство говорит короткими фразами. Убедитесь, что вы редко разговариваете полноценными законченными сентенциями.

2. Выберите многолюдное место — ресторан, бар, торговый центр. Записывайте обрывки подслушанных разговоров. Не надо пытаться захватить целый разговор. Проследите немного за одной беседой и затем переходите к другой.

3. Проверьте реакции людей на один и тот же вопрос.
Придумайте вопрос, ответ на который предполагает хотя бы небольшое рассуждение. Задайте его разным людям. Сравните их ответы, фокусируясь на особенностях речи и словах.

4. Выберите несколько отличных друг от друга передач и ТВ-шоу: ситком, новости, драму, ток-шоу, «магазин на диване», спортивную программу. Зафиксируйте их на бумаге в виде диалогов.

Можно сравнить и два шоу в одном жанре.

Возьмите одно любимое шоу и одно, которое вам совсем не нравится.
Сравните диалоги в художественных шоу и документальных телепрограммах. Обращайте внимание на приветствия, описания действий, законченные предложения, слэнг, слова-паразиты наподобие «типа», «знаешь», «ну», «ээ» и т.д. Следите, как меняются разговорные «опоры» в зависимости от формата и качества шоу.

5. Перепишите по памяти одно или несколько из записанных вами шоу из упражнения 4.

Попробуйте воссоздать все настолько точно, насколько это возможно. Обращайте внимание на то, как просто или, наоборот, тяжело дается вам один целый диалог из шоу. Звучит ли он естественно и хорошо ли читается? Перепишите или удалите его, если чувствуете, что он не нужен. Можно не переписывать всю серию или передачу целиком, сделайте столько, сколько вам понадобится, чтобы почувствовать особенности именно это шоу.

6. Используя запись одного из шоу из упражнения 4, перепишите сцену, используя те же диалоги, но меняя обстановку, цели персонажей, интонации. Посмотрите, как можно придавать другие значения тем же словам.

ophrah

7. Напишите диалог, не используя ремарок и определений. 

Пишите, как пишется. После завершения, добавьте ремарки. Запрещены такие описания действий, как «сказал», «закричал», «приказал» и т.д. Наоборот, действия должны быть логическим продолжением высказываний и понятны из самого диалога.

8. Напишите сцену, в которой один персонаж рассказывает другому историю. Второй может спрашивать или комментировать рассказ первого.

9. Напишите сцену, в которой персонаж слушает ссору или дискуссию двух других.

Например, ребенок слушает, как его родители ссорятся из-за денег.
Пусть персонаж расскажет о ссоре и объяснит, что происходит, в то время как двое других спорят. Рассказчик не обязательно должен понимать всех причин, недопонимание — одна из главных составляющих диалога.

10. Напишите беседу между двумя лжецами.

Все, что они говорят, имеет двойное или тройное значение. Не объясняйте в ремарках, что они врут. Читатель должен сам это понять. И не позволяйте одному персонажу обвинить во лжи другого. Это слишком просто.

11. Напишите диалог, в котором каждый персонаж говорит не больше трех слов за одну реплику.

Опять же, — избегайте объяснений в ремарках и репликах. Используйте повествование для того, чтобы усилить историю, а не чтобы объяснить что-то зрителю.

12. Напишите сцену, в которой несколько персонажей принимают активное участие в разговоре.

Читатель должен понимать и следить за всеми мотивациями и интересы всех персонажей. Проверьте, какое максимальное количество персонажей вы можете использовать так, чтобы диалог все еще сохранял смысл и владел вниманием зрителя.

Автор — PoeWar, источник — The Writer’s Resource Center. Перевод — Маша Огнева

Читать по теме:

Упражнения для писателей. Часть первая. Развиваем воображение

 


Комментарии:

Оставить комментарий

  

  

  


+ 7 = 8