Мастер-класс ведет Александр Молчанов
Участникам мастер-класса: несколько раз меня просили дать список рекомендуемой литературы. Должен сказать, что литературы о кино сейчас очень много и она легко доступна. Например, одних сборников киносценариев в «Библиотечке кинодраматурга» вышло 15 штук. И я бы советовал их все приобрести и прочитать. Учебники по кинодраматургии легко доступны в сети. Это вам не девяностые годы, когда мы читали перепечатанные на машинке отрывки из Червинского.
В общем, составил что-то вроде шорт-листа из тех книг, которые, по моему мнению, подчеркиваю, исключительно по-моему сугубо частному мнению, начинающему сценаристу нужно прочитать обязательно. С небольшими комментариями.
Список Литературы
Скип Пресс. «Как писать и продавать сценарии в США»
Довольно простой учебник, самые азы. С него бы и советовал начинать.
Линда Сегер. «Как хороший сценарий сделать великим»
Есть несколько хороших советов по редактуре сценария.
Кемпбелл Джозеф. «Тысячеликий герой»
Прочитав эту книгу, вы поймете, почему мы так много говорили о герое. А также почему Лукас и Спилберг миллионеры.
Червинский Александр. «Как хорошо продать хороший сценарий»
Книга полностью повторяет Скипа, но не читать Червинского неприлично.
Митта Александр. «Кино между адом и раем»
На настоящий момент – лучший российский учебник по кинодраматургии. Что бы вы о нем ни думали.
Роберт Макки «История на миллион долларов»
Несколько нудновато, но есть несколько жемчужин, ради которых стоит потерпеть.
Сид Филд. «Сценарий: основы сценарного мастерства»
Много и хорошо о структуре сценария.
В. Туркин «Драматургия кино»
Книга вышла в 30-е годы, переиздана сейчас небольшим тиражом, есть в сети.
Кинг Стивен. «Как писать книги — мемуары о ремесле»
Кинг – один из немногих авторов, которым свойственна профессиональная рефлексия. Множество очень полезных наблюдений и советов.
Эгри Лайош. «Искусство драматургии»
Очень хороший анализ структуры пьесы, применим и к киносценарию.
А.Эфрос «Репетиция – любовь моя»
Стоит прочитать все четыре тома. Очень любопытно наблюдать за тем, как режиссер работает с текстом.
К.Станиславский «Моя жизнь в искусстве»
Система Станиславского применима не только к работе актера, но и к работе драматурга.
М. Ромм «Беседы о кино»
Г. Козинцев «Глубокий экран»
Два великих практика были не менее великими теоретиками кино. Особенно Козинцев. Есть пятитомное собрание его сочинений — не оторваться.
Розенталь Алан. «Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес»
О том, как создается документальное кино. Есть большой раздел о сценарии документального фильма.
Люмет Сидни. «Как делается кино»
Просто очень интересные мемуары.
Еще советовал бы почитать статьи Эйзенштейна и «Историю кино» Жоржа Садуля.
Автор: Александр Молчанов
Комментарии: