1. Сценарий должен быть сдан вовремя.
Сдохни, но сдай. Поэтому — не подписывайся на дедлайн, который заведомо не потянешь. Сценарист как дойная корова, может сдавать ежедневно только свою законную норму. Заставят сдавать больше – сначала будешь сдавать больше молока. Потом пойдет молоко с кровью. Потом пойдет дерьмо. Потом и дерьмо кончится. А дедлайн все равно сорвешь.
2. Уважай зрителя, своих коллег и самого себя.
Аудитория – не толпа идиотов, которым можно втюхать любое фуфло. Старайся не надуть аудиторию, а удивить. Не пытайся самоутверждаться за чужой счет. Никогда, ни в глаза, ни за глаза, не отзывайся плохо о коллегах. Шарик круглый, прослойка тонкая. Рано или поздно может оказаться, что твоя карьера зависит от человека, о котором ты однажды сказал плохо.
В то же время ты не раб ни для зрителя, ни для редактора, ни для продюсера. Не смотри ни кого снизу вверх. Любой разговор веди на равных.
3. Пиши лучше всех.
Не халтурь. Учи матчасть. Практикуйся. Будь талантливым.
4. Сначала согласие об условиях, потом договор, потом аванс, потом сценарий.
Только в таком порядке. Договор – это не двигатель отношений, а инструмент для их фиксации.
Если видишь, что продюсера пугает сам переход к теме договора и аванса, вежливо улыбнись, попрощайся и уходи не оглядываясь. Это не настоящий продюсер. Все настоящие продюсеры заинтересованы в том, чтобы законтрактовать автора, подписав с ним договор.
5. Фамилия сценариста всегда должна быть в титрах.
Даже если кино не получилось. Облажался — имей мужество принять свой позор. Ну, или вали все на режиссера, который испохабил твой гениальный сценарий.
6. Пиши только то, что нравится, за те деньги, которые нравятся, для людей, которые нравятся.
Не соглашайся ради денег на проект, который не нравится. Никакие деньги не компенсируют творческих мучений. Не хочешь петь – не мучай лиру.
Не соглашайся на проект, который нравится, но не нравятся люди, которые его делают. В итоге все равно разругаетесь и люди, которые не нравятся, еще и станут открытыми врагами.
Не соглашайся писать за деньги, которые не позволяют достойно прожить время, нужное для написания сценария. Художник не должен быть голодным.
7. Обманывай цензуру.
Не надо относиться с пониманием к цензурным требованиям. Сценарист и цензор всегда будут по разные стороны баррикад. Но и воевать с цензурой бессмысленно. Ври, уступай, торгуйся, ловчи.
8. Учись слышать то, что надо слышать и не слышать то, что слышать не надо.
На переговорах и совещаниях слушай внимательно и пытайся понять, что хочет заказчик. Правда, заказчик иногда и сам не знает, что ему нужно. Тогда требуй все поправки и предложения в письменном виде. В то же время нужно уметь не слышать и не принимать близко к сердцу оскорбление, пренебрежение, необоснованную критику. Если сценарий становится лучше от драфта к драфту – тогда какая разница, сколько было этих драфтов.
9. Отдыхай.
Не пиши по ночам. Отключай телефон, не проверяй электронную почту и не заглядывай в фейсбук в выходные. Ничего важного там без тебя не случится.
10. Не вымещай на родных свои творческие неудачи.
Работа – это просто работа. А семья – это часть тебя.
Автор — Александр Молчанов scriptdoctor@mail.ru
(со страницы Александра Молчанова в Фейсбуке)
Об авторе: Молчанов Александр Владимирович, родился в 1974 году, закончил Вологодский педагогический университет (факультет филологии, теории и истории изобразительного искусства), ВГИК (ЦДПО, отделение кинодраматургии, мастерская А.Э.Бородянского). Автор сценариев сериалов «Детективы» (Первый канал), «Час Волкова», «Кодекс чести», «Рейдеры» (НТВ) и других. Лауреат драматургических премий «Евразия», «Премьера», «Страна», «Мы дети твои, Россия». Постановки по пьесам Александра Молчанова идут во многих театрах России и за ее пределами.
Денис Ширко
:)))) катехизис
Денис Ширко
1. ни раньше, ни позже
2. )
3. как это лучше всех? лучше Шекспира?
4. сам Рама еще об этом говорил
5. режиссер по-любому испохабит, на то он и режиссер, есть, правда еще хуже, художники
6. художник и сценарист должны раздельно питаться
7.Ври, уступай, торгуйся, ловчи — и будешь жить в Сочи. а самый отъявленный обманщик — это Гоголь
8. у сценариста должно быть много жен, мужей, братьев, сестер, теток, дядек, и много-много детей.
вот так.
Денис Ширко
чтобы писать сценарии к сериалам надо быть графоманом для начала
Эдуард
Полезно для знакомства с барином Молчановым, хотя «мысль изречённая» может быть и неправдой. Где-то, тут, частные наблюдения, где-то спорно и ложь. Так, сытый, по моему мнению, не может видеть всё и быть реальным художником, а не подхалимничающим перед его кормящими. Что сейчас повсюду наблюдается.