Новый проект сайта DramaFond.ru — серия интервью «Кухня драматурга». Драматурги, имеющие в своём арсенале постановки в театрах, победы на драматургических конкурсах, участники лабораторий и фестивалей — делятся своим опытом, раскрывают секреты мастерства, дают советы начинающим драматургам, рассказывают о своём пути в профессии.
Сегодня в рубрике «Кухня драматурга» интервью с Дмитрием Богославским.
Дмитрий Богославский окончил Минский государственный колледж искусств и Белорусскую государственную академию искусств по специальности «режиссура». Один из организаторов «Студии альтернативной драмы».
Пьеса «Брачо» — шорт-лист драматургического конкурса «Премьера.тхт» (2010) и спец-приз жюри в номинации «За боль и ярость в отображении современного мира».
Пьеса «Любовь людей» — шорт-лист конкурсов «Евразия-2011», «Любимовка-2011», «Литодрама» (специальный приз жюри в номинации «Новый матриархат»), 1 место на конкурсе «Действующие лица-2011» и приз зрительских симпатий конкурса конкурсов «Новая пьеса» при Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2012).
В 2012 году Дмитрий вошел в шорт-лист премии «Дебют» с пьесами «Любовь людей» и «Тихий шорох уходящих шагов», а в 2013 году стал лауреатом «Дебюта» (пьесы «Внешние побочные» и «Девки»).
Пьеса «Тихий шорох уходящих шагов» вошла в список победителей конкурса «Любимовка-2012» и в 2013 получила приз интернет-голосования конкурса конкурсов «Новая пьеса».
В 2013 году пьеса «Внешние побочные» вошла в шорт-лист конкурса «Евразия».
Пьеса «PATRIS» в соавторстве с Виктором Красовским и Сергеем Анцелевичем вошла в список победителей «Любимовки-2013».
Спектакли по пьесам идут в Москве, Киеве, Минске, Варшаве, Улан-Баторе, Новосибирске, Абакане, Улан-Удэ, Красноярске, Уфе, Ирбите, Казани, и др.
Живет в Минске, работает актером в Белорусском государственном молодежном театре.
О СЕБЕ
Без какого события, без кого или чего вы никогда не стали бы драматургом?
Без юношеского максимализма. Если бы не он, ничего бы не было. Это же все почеркушки, нужно было срочно срифмовать «озеро» и «замарозило», потом исправить «замарозило» на «заморозило», потом кому-то прочитать. Нужно было на весь мир прокричать: «А вот, как я думаю! Эээх!!!», но не получилось. Потом театралка, и понятно, что в театралке нужно было попробовать не рифмовать, а диалоги какие-то в кучу собрать. Потом ребята со старших курсов подошли, спросили, что там у меня за почеркушки, и вот так, в 2008 году первый спектакль поставили. Потом забросил. Или не получалось и забросил. Не помню, в чем там правда. Потом вернулся от того, что театр в котором я работаю на кап.ремонт ушел. Работы стало меньше, а что-то делать хотелось. В общем, максимализм, Витя с Серегой (Виктор Красовский и Сергей Анцелевич, вместе с Дмитрием организовали «Студию альтернативной драмы» – прим. «Драмафонда»), и ремонт.
Какие пьесы считаете своими удачами, какие – нет?
Все люблю. А тогда зачем их писать? Другое дело, что со временем отношение меняется. О многом я бы сейчас не стал говорить или говорил бы уже иначе. Но это не страшно, я думаю. Наверное, у всех так. А про удачливость пьес, наверное, не мне судить. Там пусть судят. Да и вообще, как себе это представить? Приходишь на премьеру, смотришь, а сам себе в это время: «Да-а-а, Димон, неудачную ты пьеску накалякал. Чего краснеешь-то?». Думаю, так не бывает. Но это с меня никакой ответственности не снимает, сами понимаете. Так что через любовь к ответственности. 🙂
Есть ли в вашей жизни Мастер, Учитель, Гуру? Как он повлиял на вас?
Наверное, сама жизнь — Мастер, Учитель, Гуру. Ну, я про людей, что меня окружают. Они же мне все дают. Мы же не рождаемся со всеми ответами на любые жизненные вопросы? Или я чего-то пропустил? Мне кажется, что каждый человек, который тебе встречается, является для тебя учителем. От каждого нужно брать, пустых не бывает, хоть одно зернышко, да найдется. Уверен.
Вот мама готовит как мастер, а папа как гуру. Но учился у обоих. Педагог мой первый, Николай Николаевич Белян, два года меня отчислял, я благодарен, что не отчислил. А когда второе образование получал, мне очень его знания помогли, те, что он нам вдалбливал буквально. Всегда очень тепло встречаемся.
Какие книги по мастерству драматурга для вас являются настольными?
Все читаю, в силу профессии, и о драматургии, и о режиссуре, о мастерстве актерском. Кухня помогает, надеюсь. Сейчас доступно очень многое, особенно в интернете, но в букинистах выуживать что-то намного приятней.
Над чем работаете сейчас?
Сейчас я заканчиваю документальный проект для театра белорусской драматургии, по предложению режиссера решили сделать спектакль под рабочим названием «Скрытый Беларус», это название когда-то предложила Люба Мульменко, когда приезжала в Минск на мастер-классы. Уже раза три меняли название, ищем форму подачи, так как белорусский зритель не очень готов к документальному театру. А после этого надеюсь приступить, скажем так, к завершению написания пьесы «для себя» под названием «Подножный корм». Уже больше года для себя не писал, постоянно откладывал. Волнуюсь.
ОБСТАНОВКА
Как выглядит ваше рабочее место, необходимо ли оно вам или можете писать в любом месте? Вообще, насколько важна обстановка? В каких условиях не сможете работать?
На балконе пишу. Я его утеплил, застеклил, провел несколько розеток, поставил кресло, и что-то себе там ворчу-ворчу-ворчу, за персонажей реплики повторяю. Но зимой все равно холодно, больше пары часов не высиживаю, ухожу отогреваться, а потом снова на балкон. Что-то записываю просто где угодно. В диктофон, в айпад, на пачке сигаретной могу. Но это пометочки. Обстановка мне важна для более серьезной, что ли, работы. Не могу работать, когда люди рядом разговаривают, радио или телевизор не мешает, а вот живой голос, и все – ухо туда сразу ведет. Чай еще необходим. Много.
Есть ли ежедневная норма написанного или четкое расписание «от звонка до звонка»?
Нет. Норм нет. Могу неделю ничего не делать, если не вызрело. Если посыла нет. Я же для себя, так сказать, пишу, поэтому не вижу смысла себя насиловать, что-то выжимать. Не люблю спешить – это непозволительно. Если что-то на заказ делаю, всегда прошу много времени. Плюс, есть еще работа в театре, которая отбирает много времени. Поэтому «от звонка до звонка» не про меня.
Над сколькими проектами можете работать одновременно? Как распределяете свое время?
Над одним. Либо что-то нужно «замораживать» и не прикасаться абсолютно. Но может что-то стукнуть, ты сделаешь пометочку, сохранишь в нужную папку, и все.
ПРОЦЕСС
Как долго длится обычно сбор материала для новой пьесы и в чем он заключается?
Я не могу сказать, что целенаправленно собираю материал. Он как-то сам откладывается, потом отсеивается. Идея сама решает, что ей нужно, а что нет. Но процесс долгий, для меня две пьесы в год — это уже много.
Прорабатываете ли вы предварительно структуру пьесы или сразу же начинаете писать? Если прорабатываете, то как это выглядит – схема на листе бумаги, план в голове, карточки на стене? На каком этапе окончательно выстраивается драматургия?
Рождается все на уровне идеи, но пока не будет готова фабула – не пишу. Еще одно но! Для меня эмоциональное состояние важнее структурирования. Поэтому фабула может сильно изменяться, я не держусь за нее. Можно сесть за написание уже разработанной сцены, а персонажи не хотят влезать в подготовленную схему. Иду у них на поводу. Ладно, говорю, если вам надо так, значит, будет так. Менять не боюсь. Бывает так, что вообще все меняется.
Что делаете, если пьеса буксует на месте и ничего не пишется? Прошла ли мимо вас главная болезнь творческих людей – прокрастинация?
Если не пишется, значит, ты сам еще не готов. Потом в википедию залезть, посмотреть, что такое прокрастинация. Ага. Страшно. А признаваться самому себе обидно. Пешком хожу много.
«Writing is rewriting» — согласны с этим? Сколько редакций обычно делается перед окончательным вариантом?
Перечитываю раза четыре. Что-то успеваю помечать, исправлять, что-то нет, глаз замыливается. Потом недельки на полторы оставляю. Бывает больше. И еще разок перечитаю. Но, мне кажется, точку нужно уметь ставить. Был у меня опыт работы в паре, редактировали много и долго, постоянно возвращались, что-то дописывали. Не мое. Нужно верить первому впечатлению.
РЕЗУЛЬТАТ
Пьеса написана. Что делаете дальше?
Перекур. Потом решай сам. Я рассылаю небольшому количеству людей. На конкурсы. Иногда люди отвечают, и можно еще что-то исправить или проверить себя. Мы стараемся читки делать, чтобы на слух проверить. Если есть возможность сделать читку – обязательно делай! Многое открывается, на будущее. Слышишь ритм, понимаешь, работает ли архитектоника, диалоги стреляют или вяленько все. Читки – это очень хорошо.
Кто первым читает вашу новую пьесу? Есть ли сложившийся круг бета-ридеров? Советуетесь ли с кем-нибудь в процессе написания?
Жена читает, но иногда не первой. Советуюсь с ней же, но иногда, можно вопрос кому угодно задать, как разведчик.
Как относитесь к критике? Помогает она или мешает? В случае негативных оценок отмахиваетесь, прислушиваетесь или впадаете в депрессию?
Хорошо отношусь. Не мешает. Люди редко говорят назло, чаще, — чтобы помочь. Наверное, мне повезло, что вокруг есть люди, которые могут прямо сказать. Мнения нужно собирать, опять же, на будущее.
Новый драматургический язык уже найден? В какую сторону движется его поиск, кого считаете идущим в авангарде?
Меняется что-то постоянно. Главное, что не должно быть какого-то точного рецепта. Если мне скажут: «Что ты тут Аристотеля с Вырыпаевым намешал?», я, наверное, растеряюсь. Я у Аристотеля в конце, например, «Поэтики», не видел приписки: «С Вырыпаевым не мешать. Взрывоопасно». А если есть? Тем более, нужно быть дураком, чтобы не попробовать. Потом, куда нам девать то, что у тебя где-то в подкорке головного мозга спрятано? Багаж этот куда девать? Любое интуитивное движение, оно же в любом случае идет откуда-то из области опыта. Синтез, еще, хорошее слово. Не своровал, или сделал математический расчет 2/3 Аристотеля на стакан воды, а просто в этот момент ты подумал не головой, а где-то в области грудной клетки. Но ты же не подумал, что вот сейчас от сердца, нет, ты просто написал на бумаге или поставил на сцене, ответил партнеру. В этом и сила театра. Его правда. Его парадокс.
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
Советы начинающим драматургам:
Мне еще самому советов послушать.
С чего начать, где и как учиться драматургии? Как совершенствоваться?
Я не знаю. Я же на драматурга не учился. Могу предположить, что нужно читать хорошие книги (не о профессии), а потом начать читать плохую. И тогда злоба сделает все за вас! Это только предположение. А злоба это плохо, если она не творческая и обращена не на себя. И не забывать восхищаться хорошими книгами. Не желать написать так же, а восхищаться.
Как заявить о себе, куда податься молодому драматургу?
Ну, если нормального ребенка приведут в сад, он представится, поделится игрушками, а другой ребенок скажет, что может выше всех плюнуть. Нужно решать. Серьезно решать. А податься можно на конкурсы, единомышленников нужно искать, обязательно.
Реально ли зарабатывать на жизнь только написанием пьес? Как выкручиваться – идти на ТВ, искать подработку?
Это личный вопрос. Вопрос твоего стремления, твоих потребностей. Наверное, даже чистоплотности. Вопрос еще в том, как ты себя позиционируешь. Мне интересен театр. Ничем кроме театра я, пока, не зарабатываю.
ЗАПОВЕДИ ДРАМАТУРГА
Попробуйте сформулировать несколько заповедей драматурга.
Обращай внимание на время года.
Не забывай, что у тебя есть близкие люди, которые тебя любят. Они помогут.
Не пиши о том, что знаешь, лучше разберись в том, что тебе пока непонятно, и напиши об этом.
Заведи будильник.
Проверь, точно ли ты завел будильник.
Комментарии: