Сайт для драматургов и сценаристов Dramafond.ru совместно с проектом «Живой театр» запустил новую рубрику «Обратная связь», призванную дать возможность драматургам и представителям театров и драматургических конкурсов встретиться и поговорить.
С помощью наших подписчиков-драматургов мы составили список вопросов для интервью с художественными руководителями театров, завлитами, отборщиками и членами жюри драматургических конкурсов.
Сегодня обратную связь Драмафонду дает художественный руководитель конкурса новой драматургии «Ремарка» Олег Липовецкий.
Олег Липовецкий — художественный руководитель драматургического конкурса «Ремарка», режиссер, продюсер. Окончил студию актёрского мастерства при театре «Творческая Мастерская» (специальность – актер), Театральный Институт им. Щукина (режиссёрский факультет, мастерская А.М. Поламишева), Школа Театрального Лидера (Центр им. Мейерхольда). Лауреат Премии Главы Республики Карелия деятелям литературы и искусства за достижения в области профессионального мастерства. Организатор проектов «Границ.NET» (Федеральный проект «Театр+Общество»), Благотворительная зрительская театральная премия Республики Карелия «Золотая вешалка», социально–театральный проект «Добрый день» (Петрозаводск) и др.
КОНКУРС
Все конкурсы ищут талантливых авторов и хорошие пьесы, но, как правило, понимание талантливости у всех разное. А что же конкурс «Ремарка» понимает под «хорошей пьесой»? Для какого театра, какие пьесы и каких авторов ищет именно он?
Не могу говорить за всю команду, скажу от себя. Что такое хорошая пьеса для меня.
Скажем, хороша ли пьеса «Ромео и Джульетта»? Без сомнения, хороша. А пьесы «Чайка», «В ожидании Годо», «Язычники», «Пять вечеров» или «Экспонаты»? Все эти пьесы – хороши. И все они такие разные, что сравнивать их невозможно. Но все эти пьесы объединяет одно: они написаны авторами для современных им театров. И один из признаков хорошей пьесы для «Ремарки» — пьеса написана вчера. Или сегодня. Новая пьеса должна обращаться к человеку сегодняшнего времени, стучаться в наши двери, не отпускать после прочтения, заставлять работать ум. Или сердце. Или и то, и другое. Новая пьеса должна быть интересна театру, то есть давать возможность интерпретации. Хорошая пьеса будет работать, в какую бы эпоху вы не перенесли её действие. Ну, и, конечно, законы драматургии никто не отменял.
Каких пьес не хватает современному театру и «Ремарке» в частности? Почему два года подряд жюри конкурса решает не присуждать гран-при?
Ремарке в частности не хватает хороших местных пьес, т.е. пьес, написанных северо-западными авторами. Отчасти поэтому мы расширили географию конкурса. Чтобы авторы ощущали себя в контексте современной драматургии, сравнивали свои пьесы с лучшими на сегодняшний день новыми произведениями и учились у друг – друга и у мастеров. На мой взгляд, театру не хватает пьес, написанных местным драматургом для конкретной труппы. Речь, конечно, идёт о хороших пьесах. 🙂 Но здесь не только в драматургах дело. Художественное и нехудожественное руководство театров зачастую боится рисковать и брать на себя ответственность за постановку никому не известного Сидорова или Фёдорова. Тем более, если ещё и написано остро и злободневно. Поэтому даже те местные пьесы, которые появляются, зачастую не востребованы там, где написаны. Правило «Нет пророка в своём отечестве» работает и здесь. Тем более что есть Шекспир, Островский или Чехов, имя которых гордо засияет на афише театра. Да и авторских платить не надо. Резюмирую: не хватает хороших пьес, написанных в прямом сотрудничестве с театром. Почему не присуждается Гран–при? Потому что, по мнению жюри, не было пьесы, достойной этой награды.
ОТБОР
Как проходит отбор победителей? Сколько человек отбирают пьесы и как голосуют? Часто ли бывают споры и несогласия?
В этом году пьесы отбирают одиннадцать ридеров. Есть три вида оценок: «да», «нет», «не знаю». Каждую пьесу читают минимум два ридера. Если их мнения совпадают, то пьеса проходит первый отбор. Если мнения разные или кто-то из отборщиков написал «не знаю», то пьеса уходит к следующему эксперту. И так, пока одно из мнений не перевесит. После первого отбора, проходит формирование шорт-листов. Их два: «Северо – Западный» и «Все русскоязычные авторы». Автор может попасть в оба. В каждый шорт–лист включаются максимум десять, минимум три пьесы. После формирования шорт–листов к работе приступает жюри, которое оценивает пьесы по балльной системе. При суммировании баллов определяются победители.
Что приоритетнее – выбрать лучший текст или дать возможность победить тому драматургу, кому победа в данный момент «нужнее»? Отсеивает ли жюри тех, кто уже востребован и кому победа не настолько важна, как начинающим?
Лучший текст — во главе угла. Конечно, члены жюри владеют контекстом, поэтому обращают внимание на творческий background автора. Но у жюри всегда есть возможность отдельно отметить какие-то пьесы и сделать анализ отдельных произведений и тенденций, проявившихся на конкурсе.
От многих отборщиков мы слышали, что они читают все пьесы от начала до конца, даже если уже с первой страницы видно, что пьеса плохая. Делаете ли вы то же самое? Были ли случаи, когда в финале действительно происходило чудо и оказывалось, что вы читали не зря?
Да, я тоже читаю пьесы до конца. Не дочитать — это всё равно, что выставить на полуслове за дверь человека, который с тобой пришёл искренне поговорить. На моей памяти, к сожалению, со мной такого чуда не происходило. Наоборот, было много раз, когда начиная пьесу думаешь: «Ну, вот оно!», а потом всё сдувается. Или, бывает, мне не очень хочется читать пьесу по ряду причин (может быть, даже просто – ну, не мое), но я понимаю, что объективно – это настоящее, заслуживающее внимания, высказывание. Понимаю, что это – хорошая пьеса, которая мне не нравится.
Многие драматурги считают, что лучше все конкурсы сделать анонимными, где имя автора было бы неизвестно членам жюри и раскрывалось бы только в конце, а сам процесс отбора и финального решения, наоборот, доводить до широкой общественности – хотя бы в виде коротких рецензий на каждую пьесу. Как вам такая идея?
Не вижу смысла в анонимности. Ведь отборщики — не литературные агенты. Им всё равно, кто выиграет. Им всем важна хорошая пьеса. Все отборщики и члены жюри работают бесплатно. За идею. Это настоящие рыцари театра. Главное – качество текста. Даже если среди авторов есть друзья. Тем более что распределение пьес между ридерами – случайно. На моей памяти куча случаев, когда пьесы уже зарекомендовавших себя мастеров не проходили отбора. Наоборот, у каждого отборщика и члена жюри есть дикое желание открыть новое имя. Вы знаете, это я по себе думаю. 🙂 По поводу коротких рецензий – конечно, это здорово.
ГЕНИИ И ГРАФОМАНЫ
Драматург не увидел себя в списке прошедших – что ему делать? Какую работу над ошибками провести?
1. Прочитать все пьесы, вошедшие в шорт-лист. 2. Прочитать шедевры мировой драматургии (этого задания хватит на всю жизнь). 3. Поставить себя на место эксперта и жёстко, так, как может человек только сам с собой, проанализировать свой текст. 4. а) Послать на другой конкурс. б) Не послать на другой конкурс. 5. Написать новую пьесу. 6. а) Послать на конкурс. б) Не послать на конкурс.
Есть ли признаки, по которым вы сразу можете отличить графоманский текст? Как драматургу продиагностировать себя на предмет наличия графомании?
Я — сразу не могу. Этот вопрос лучше задать Гуглу.
Обратный вопрос – как понять, что твоя пьеса хорошая? Есть ли признаки хорошей пьесы?
Смотри выше. 🙂 Первый ответ на первый вопрос в этом интервью. Могу добавить лишь одно. Если пьеса написана о том, что Вас самого (саму) обжигает, не даёт свободно дышать и спокойно спать, значит она написана не зря, вне зависимости от того попадёт ли она в шорт-лист какого-то конкурса или нет. Вы уже продлили себе жизнь и поцарапали вечность.
СОВЕТЫ ДРАМАТУРГАМ ОТ ЧЛЕНА ЖЮРИ
Что можете посоветовать драматургам, планирующим послать пьесы вам на конкурс?
Не присылайте пьесы в последний момент. Обычно в это время количество пьес увеличивается в разы, возрастает загруженность ридеров, и на каждую отдельную пьесу отводится меньше времени. Не торопитесь дописывать пьесу, чтобы успеть послать её на конкурс. Тем более, бывает, что творчество «не прёт», и тексту надо полежать. Конкурсов в вашей жизни будет больше, чем пьес. Если ваша пьеса победила — приезжайте на финал. Автору услышать и увидеть читку – это всё равно, что архитектору увидеть свой проект. Ещё в макете, но уже в натуральную величину. Многое проявляется. И достоинства, и недостатки. Никакой конкурс не истина в последней инстанции. И после того, как Ваша пьеса сорок седьмой раз не попала в шорт-лист, если чувствуете, что не можете не писать – пишите.
Помочь конкурсу со сбором средств на Планете.ру
Дедлайн конкурса новой драматургии «Ремарка» — 31 декабря 2014 года, смотрите условия в таблице всех конкурсов пьес.
Комментарии: