Новости сайта

25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПРОЗЫ.
25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПЬЕС. Добавлена информация про вернувшуюся в 2016 году Омскую лабораторию современной драматургии. Дедлайн - 31 августа.
09.08.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов СЦЕНАРИЕВ. Добавлена информация про питчинг КИНОТЕКСТ: ГЛАВНАЯ РОЛЬ. Дедлайн - 30 августа.

Рубрики

Как написать телесериал / Часть 5: Это просто смешно!

Мастер-класс ведет Александр Молчанов

В прошлом выпуске нашего мастер-класса я рассказал о том, как строится сюжет детективного сериала. Возможно, кому-то эта схема может показаться слишком простой и стандартной. Действительно, сериал – это конвейерное производство. Но на конвейере можно собирать «Жигули», а можно – «Феррари».

Сериальный конвейер – весьма сложный и тонкий механизм, нуждающийся в постоянной настройке. К сожалению, иногда руководители каналов и продюсеры забывают об этом. Например, когда запускают продолжения популярных сериалов, в которых исчерпаны все возможности развития сюжета, использованы все ходы и разрешены все конфликты. Но не будем о грустном. Будем о веселом. О ситкоме.

Ситком или ситуационная комедия – это комедийный сериал, в котором, как правило, есть одно или несколько неизменных мест действия, несколько постоянных основных героев и каждая серия представляет собой законченную историю, не связанную по сюжету с предыдущими и последующими сериями. Этот жанр родился на радио в 20-х годах прошлого века, в 70-х он пришел на телевидение. Первый российский ситком «Клубничка» был снят в 96-м году и прошел без особого шума. В России этот жанр получил настоящее признание только после оглушительного успеха сериала «Моя прекрасная няня».

В отличие от детективных сериалов и мелодрам, имеющих формат 44-52 минуты, ситком гораздо короче – 22-24 минуты. Это связано с тем, что зритель быстрее утомляется от такой сильной эмоции как веселье (и, кстати, это же правило касается страха – фильмы ужасов заметно короче, чем детективы или мелодрамы). Попробуйте посмотреть несколько серий какого-нибудь ситкома подряд. Очень скоро вы заметите, что шутки уже не кажутся вам такими смешными, а вскоре они и вовсе начнут раздражать. Герои покажутся плоскими, сюжеты шаблонными. Ушла эмоциональная волна – и сериал сразу перестал нравиться.

Малый хронометраж диктует свои ограничения. Зритель должен с первых же минут понимать роль каждого героя в истории и не отвлекаться на сложные перипетии. Главное здесь не история и не тонко выписанные характеры персонажей. Главное здесь – шутки.

Считается, что в сценарии ситкома должно быть 4-5 шуток на страницу. В некоторых ситкомах встречаются большие сцены со сложными и в тоже время невероятно смешными перекрестными диалогами (Например, в отличном сериале «Теория большого взрыва»). Но обычно диалоги в ситкомах строятся из «кирпичиков» по три реплики:

1) Вопрос

2) Ответ

3) Комментарий по поводу ответа.

При этом предполагается, что уже ответ должен вызвать смех, а комментарий должен стать смысловым «пуантом» всего диалога и вызвать взрыв смеха.

Например:

ИНТ. БАР. ВЕЧЕР.

Герой входит в бар с удочкой в руках.

БАРМЕН

Зачем тебе удочка?

ГЕРОЙ

Собираюсь поймать какую-нибудь симпатичную рыбку.

БАРМЕН

Смотри не поймай симпатичного полицейского.

Придумывать действительно смешные шутки невероятно трудно (кстати, я в курсе, что шутка, приведенная выше, не смешная). Поэтому ситкомы практически никогда не пишет один автор – всегда работает команда. Но, в отличие от телеромана, в сценарной бригаде ситкома нет разделения на сюжетчиков и диалогистов.

Сценаристы собираются за столом и устраивают мозговой штурм, придумывая шутки, шутки, шутки. Некоторые из них смешные – некоторые нет. Пока вся группа упражняется в остроумии, кто-нибудь один сидит с ноутбуком и записывает. Потом он идет домой и дорабатывает серию, придавая ей более-менее законченный вид.

Потом снова собирается вся группа, читает сценарий, ругает человека с ноутбуком за то, что он извратил их гениальные шутки и придумывает новые. В итоге получается некий первоначальный вариант сценария, который отдают актерам. Актеры устраивают читку сценария. При этом обязательно присутствует один сценарист, который слушает и помечает – какие шутки остались такими же смешными, когда их произнесли актеры, а какие – не воспринимаются на слух. Бывают такие шутки – читаешь на бумаге – смешно, а попробуешь произнести вслух – какая-то чушь. Чтобы эта чушь не попала в эфир, сценарист тут же дорабатывает сценарий. Затем актеры репетируют сцены со зрителями. И снова сценарист прислушивается – смеются ли зрители, все ли шутки они понимают? Если что-то не работает – значит, нужно снова вносить поправки. Это сильно замедляет работу, но делает сериал действительно смешным.

В России такой метод считается слишком дорогим. У нас никто не будет возиться с актерами и сценаристами целую неделю, чтобы получить 22 минуты пусть и высококлассного телевизионного зрелища. Для упрощения и удешевления работы над юмористическими сценариями, у нас берут усмешнителя — человека, который читает готовый сценарий и «усмешняет» его – придумывает для него новые шутки. А проверяют его работу сразу на телезрителях. Есть рейтинг у сериала – значит, хороший усмешнитель. Рейтинг падает – усмешнителя переводят на галеры в диалогисты на телероман.

Герои, темы и сложность шуток зависят от аудитории, которой адресован сериал. Чем проще шутки и чем более узнаваемы герои – тем шире аудитория. Например, прекрасный, очень умный и тонкий сериал «Студия 60» о буднях работников телевизионного скетч-шоу провалился. А пародия на него, «30 rock», довольно простая и грубоватая – имеет бешеный успех.

Сериалы «Друзья» и «Как я встретил вашу маму», в которых действуют обычные ребята, как ты да я – очень популярны. А «Компьютерщики» о чокнутых сисадминах имеет культовый статус лишь в очень продвинутых кругах телегурманов.

Дело в том, что восприятие юмора очень сильно зависит от культурных традиций. Язык юмора, в отличие от языка любви, не является интернациональным. Вспоминается история про одного видного советского кинодетеля, который однажды целый вечер пытался развеселить Акиру Куросаву. Бедняга целый вечер травил анекдоты. Куросава выслушивал перевод и кивал с каменным лицом. В отчаянии кинодеятель собрался уходить и стал искать свои очки. И с ужасом обнаружил, что он на них сидел. И вот когда Куросава увидел раздавленные очки, он начал так смеяться, что не мог успокоиться до конца вечера. Дело не в том, что Куросава идиот – просто в его культурной традиции смешны раздавленные очки, а в нашей — русский, немец и поляк в пустыне.

Впрочем, от интеллектуального уровня зрителей тоже многое зависит. Например, Эйнштейн придумывал формулы, простота и изящество которых вызывала смех и аплодисменты коллег. Понятное дело, что понять такой теоретически-физический юмор и посмеяться над ним могли от силы человек пять во всем мире.

А вот вам такая история. Шофер, который однажды вез Эйнштейна на лекцию в какой-то отдаленный университет, сказал ему:

- Я так много вас возил, что могу прочитать вашу лекцию за вас.

- Попробуй, — сказал Эйнштейн. Они поменялись местами, приехали в университет, шофер под аплодисменты встал за кафедру и прочитал слово в слово лекцию Энштейна. И тут какой-то ученый поднял
руку и попросил лектора решить какую-то невероятно сложную формулу. Шофер не растерялся и сказал:

- Это так просто, что с этой формулой справится даже мой шофер.

И поманил Эйнштейна, который скромно сидел в заднем ряду. Эйнштейну ничего не оставалось, кроме как выйти решить формулу.

Думаю, этот анекдот поймут и сочтут забавным уже немного больше, чем пять человек.

Как вы думаете, что знает об Эйнштейне подавляющее большинство жителей нашей планеты? Что это какой-то ученый, который однажды показал язык фотографу. Это самая простая шутка Эйнштейна, и она же самая понятная.

Мораль этого научного экскурса такова: когда собираетесь пошутить, подумайте, поймет ли зритель вашу шутку, не сочтет ли он ее оскорбительной и, наконец, будет ли она для него смешной.

Теперь поговорим о героях и сюжетах ситкомов. Они столь типичны, что существуют готовые классификации, которые я, не мудрствуя лукаво, просто процитирую:

Базовые сюжетные принципы:

«Рыба без воды» — герой, оказавшийся в непривычных условиях (няня Вика в семье продюсера Шаталина в «Моей прекрасной няне», иноплянетяне на Земле в «Третьей планете от солнца»).

Контраст – герои, настолько сильно отличающиеся друг от друга, что само их соседство создает комический эффект (блондинка Пэнни и молодые гении в «Теории большого взрыва»).

Ненадежный рассказчик – герой, имеющий юношеское, незрелое восприятие ситуации (например, инфантильные «Компьютерщики»).

Пародия – герои оказываются в ситуациях, которые развиваются по канве хорошо известных зрителю историй (например, когда герой пытается вести себя как шпион или супергерой).

Основные персонажи:

  • Наивный дурачок.
  • Резонер.
  • Придурок.
  • Антагонист.
  • Роковая женщина.
  • Казанова.
  • Этнический или региональный стереотип.

Второстепенные герои:

  • Назойливые соседи,
  • Сумасшедшая жена и её несчастный муж.
  • Скряга,
  • Добрый неудачник,
  • Грубый слуга.
  • Герой, который никогда не появляется на экране.
  • Заботливый отец,
  • Навязчивые родственники

Сюжетные ходы:

Многие комедийные ситуации в ситкомах основываются на лжи героя или сокрытии правды. Ниже представлены самые популярные случаи лжи:

  • Попытка спрятать вопиющую ошибку или неправильное поведение в какой-либо ситуации.
  • Попытка защитить близких и друзей от плохих новостей.
  • Попытка «исправить» ошибку, пока её не заметили.
  • Попытка скрыть трещину в отношениях.
  • Попытка сохранить преимущество.
  • Попытка одурачить кого-то.
  • Попытка вернуть украденное имущество, пока никто не узнал о краже.
  • Попытка спрятать уничтоженное имущество, пока никто не узнал о его уничтожении.
  • Попытка игнорировать кого-то из героев.
  • Попытка восстановить вариант событий.
  • Попытка удержать ситуацию ложью, тем самым, сделав её хуже.

Большинство ситкомов используют какую-либо из вышеуказанных форм лжи. Также достаточно часто употребляются некоторые из этих принципов:

  • Один или несколько героев переходят в другое окружение, с целью «вернуться туда, откуда они пришли».
  • Герой решает изменить своё тело, свои привычки или что-то ещё для того, «чтобы чувствовать себя нормально».
  • Герой принимает участие в конкурсе или гонке.
  • Герой получает ответственную должность на работе и не может с ней справиться.
  • Появляются новоприбывшие или незнакомцы, что и меняет отношения между главными героями.
  • Праздничный эпизод, например, Хеллоуин или Рождество.
  • Герой думает, что другой персонаж собирается умереть и пытается всячески угодить ему, на что второй думает, что у него есть преимущество.
  • Мужчина и женщина обмениваются своими ролями, чтобы что-то доказать друг другу или кому-либо другому, но возвращаются к своим функциям.

От себя добавлю такой распространенный сюжет:

Мужчина отправляется на свидание одновременно с двумя девушками, вынужден метаться между двумя столиками, и в конце концов допускает ошибку.

Это все, что я хотел рассказать о ситкоме. Надеюсь, вам не показалось, что написать хороший смешной сериал просто. Тысячи людей знают наизусть все сюжетные ходы в ситкомах, а действительно смешных сериалов единицы.

Больше скажу. Заставить зрителя заплакать – пара пустяков. А вы попробуйте-ка заставить его засмеяться!

Домашнее задание на этот раз такое: у вас уже есть место действия и есть герои. Попробуйте придумать историю. Не весь сериал, а одну серию. Первую. И напишите синопсис. Не слишком подробный. На одну страницу. Но чтобы в нем было понятно, о чем история, какие конфликты и какие повороты. В комментариях ставьте, пожалуйста, ссылку на описание ваших героев и места действия, чтобы не повторяться.

А в следующий четверг мы поговорим о западных интернет-сериалах.

Удачи!

 

Автор: Александр Молчанов


Комментарии:

Оставить комментарий

  

  

  


7 − = 4