Loading...
Как написать сериалПродвижение сценарияСценаристам

Как написать телесериал / Часть 7: Российские Интернет-сериалы

Мастер-класс ведет Александр Молчанов

В прошлом выпуске я рассказал о западных Интернет-сериалах. Сегодня мы поговорим об Интернет-сериалах российских.

Как я уже говорил, развитие Интернет-проектов в России идет с запаздыванием на год-два по объективным причинам: меньше охват населения, меньше скорость, выше цена трафика. Однако кое в чем мы опережаем Запад. Например, в Америке лишь в прошлом году Интернет-сериал впервые пробился на телевидение («Убежище»). У нас же это случилось впервые аж шесть лет назад. Созданный питерским художником Олегом Куваевым сайт Мульт.ру и его героиня Масяня стали настолько популярны, что Леонид Парфенов пригласил их в программу «Намедни».

В России именно мультипликаторы стали первопроходцами жанра Интернет-сериалов. Дело в том, что шесть-семь лет назад видеокамеры были далеко не в каждом доме. А сто рублей на пиратский диск с программным обеспечением для флэш-анимации – в каждом.

Еще одна особенность российского Интернет-бизнеса – он почти всегда обращен не к потребителю, а к рекламодателю. Мне случалось видеть информационный сайт, на котором весь первый экран был занят рекламой. Тем, кто хотел прочитать новости, нужно было листать страницу дальше. Возможная негативная реакция читателей не пугала владельцев сайта. Лишь бы рекламодатели были довольны.

То, чего избегали создатели YouTube, наши видеохостеры делают, как нечто само собой разумеющееся. На сайтах Intv.ru и Tvigle.ru перед началом каждого видео вмонтирован рекламный ролик, который нельзя перемотать.

За такое отношение зрители платят сторицей. Они просто перестают смотреть такое видео. Та же Масяня, после весьма скандальной истории с ее монетизацией, растеряла всю свою былую популярность и кончила телекарьеру в качестве ведущей на кабельном музыкальном канале, а потом несолоно хлебавши вернулась в Интернет.

Еще одна характерная история. В 2006 году был создан российский клон YouTube – сайт Rutube.ru. В 2008 году сайт был куплен компанией «Газпром-медиа». Сумма сделки около 15 миллионов долларов. В случае с YouTube сервис купила высокотехнологичная компания Google, в нашем случае – дочернее предприятие нефтяной компании. Вопрос: зачем Газпрому «Rutube»? Чтобы было? Бизнес-логики в этой сделке нет. «Газпром» хочет вирусную рекламу в Интернете? Так это стоит примерно в 150 тысяч раз дешевле.

В 2007 году все ведущие СМИ страны начали разработку собственных видеогрупп. Они есть у «Коммерсанта», у «Комсомольской правды», газеты «Жизнь» и так далее. Сегодня для онлайн-СМИ не иметь собственный видеосервис почти неприлично.

Чуть больше года назад запустилось первое в России Интернет-телевидение, канал «Russia.ru».

К работе этого канала можно относиться по разному, очень часто сотрудники компании работают на грани фола, тем не менее, это большое событие в медиамире, полностью изменившее ситуацию с видео в Интернете. Прежде всего пользователей не устраивало качество видео в Интернете. То, что HD-разрешение (1280 х 720 точек) становится стандартом для Интернет-видео – заслуга Russia.ru.

После появления Russia.ru уже нельзя просто снимать на любительскую камеру и выкладывать ролики безо всякого монтажа. Неприлично.

Один из самых популярных проектов Russia.ru – сериал «Журфак», о жизни современных московских студентов. Серии сняты в разных жанрах – это и реалити, и репортаж, и скетчи:

«Телефонная драма»

http://russia.ru/video/zhurfak5/

Однако рекорд популярности в рунете пока принадлежит сериалу «В контакте с одноклассниками» — 2 миллиона просмотров. Этот сериал сделала компания «Tvigle» вместе с брендом Тимоти Мен.

Премьера проекта состоялась в Рунете год назад, а в декабре 2008 года вышел второй сезон сериала.

Из официального пресс-релиза:

«В контакте с одноклассниками» — это сатира на современную реальность, жанр, на сегодняшний день практически отсутствующий в телевизионных СМИ. Суммарно в съемках 12 серий приняли участие более 50 актеров — главных персонажей проекта.

Сериал ориентирован в первую очередь на состоявшихся мужчин в возрасте 25-40 лет и затрагивает модные темы общения с друзьями и одноклассниками — как в реальной жизни, так и в социальных сетях. Timotei Men — один из первых брендов на FMCG-рынке России, активно использующих для продвижения своих продуктов такой инновационный способ, как медиаспонсорство профессиональных видеопродуктов в интернете. «Результатом нашего сотрудничества уже стал активный рост продаж линии Timotei Men — на данный момент мужские шампуни и гели для душа лидируют по уровню продаж среди всех шампуней и гелей для душа Timotei», — говорит бренд-менеджер Timotei Виктория Павлова».

http://www.tvigle.ru/category/comedy/vkso

Российские Интернет-сериалы имеют несколько принципиальных отличий от западных аналогов. Не будем сейчас говорить о бюджете, картинке, игре актеров, монтаже и прочем.

Самое главное отличие жанровое. Западные Интернет-зрители зрители предпочитают фильм ужасов. Российские – комедию.
На Западе люди более защищены от стрессов. Грубо говоря, их жизнь скучна, размерена, предсказуема и бедна эмоциями. Эмоциональный голод лучше всего утолять острыми блюдами – например страхом. Поэтому фильмы ужасов, столь популярные на благополучном Западе, не приживаются у нас, где зрители могут наблюдать хоррор в чистом виде каждый пятничный вечер, просто открывая окно во двор.

Поэтому-то российские зрители и предпочитают даже очень плохую комедию даже очень хорошему фильму ужасов.

Это правило распространяется и на Интернет-зрителей, ведь они отличаются от теле-или кинозрителей лишь одним – они более взыскательны.

Когда человек приходит в кино, платит деньги за билет, покупает поп-корн и садится в кресло, создатели фильма должны сильно ему не угодить, чтобы он встал и ушел из зала.

Телезрителю проще – не нравится программа, нажал на пульт и нет программы.

А теперь представьте себе зрителя Интернет-ролика. Он сидит на работе, у него куча дел, на горизонте маячит начальник, вокруг – злобные и любопытные коллеги. Такого зрителя нужно крепко зацепить, чтобы он забыл и о делах и начальнике и о коллегах.

Какие еще особенности нужно учитывать при создании Интернет-сериала?

Не у всех пользователей есть наушники и колонки, не всегда удобно смотреть видео на работе со звуком. Следовательно, лучше снимать немое кино, или такое, в котором все понятно без звука.

Из-за низкого качества «картинки» плохо смотрятся частые смены планов. Чем меньше монтажных склеек, тем лучше.

Оптимальный размер ролика – от 4 до 7 минут. Экспозиция, завязка, кульминация и развязка должны быть предельно сжаты.

Если вы не заинтересовали зрителя за первые 15 секунд, он переключается. Если во время просмотра ролика зрителю было интересно, а финал разочаровал – он напишет комментарий – фу, гадость. И другие пользователи не будут его смотреть. Только если ролик сразу заинтересовал зрителя, заставил его смотреть, не отрываясь и огорошил финалом, зритель пошлет ссылку всем своим злобным и любопытным коллегам.

Информация к размышлению: в 2008 году объем рынка видеорекламы в России составил $2 млн, в следующем году эксперты ожидают четырехкратный рост – до $8 млн. Как вы думаете, какая часть из них достанется сценаристам Интернет-сериалов?

Это все, что я хотел рассказать об Интернет-сериалах.

На следующем занятии я расскажу о том, как написать такую заявку сериала, чтобы ее у вас оторвали с руками.

Удачи!

 

Автор: Александр Молчанов

Комментарии:

1 comment
  1. Алексей Зипалов

    Александр, здравствуйте!
    Возможно, Вам будет интересно узнать, что недавно мы сделали ещё один российский интернет-сериал по заказу компании Philips.
    Сериал называется «О чём говорят женщины».
    Маркетинговая задача — продвижение устройства Philips Hands Free (hands free для домашнего радио-телефона).
    Трейлер сериала: http://www.youtube.com/watch?v=2myCyqjPciI
    Одна из серий:http://www.youtube.com/watch?v=6G5o0PuFVew
    С уважением,
    Алексей Зипалов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *