Новости сайта

25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПРОЗЫ.
25.07.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов ПЬЕС. Добавлена информация про вернувшуюся в 2016 году Омскую лабораторию современной драматургии. Дедлайн - 31 августа.
09.08.16. Обновлена ТАБЛИЦА конкурсов СЦЕНАРИЕВ. Добавлена информация про питчинг КИНОТЕКСТ: ГЛАВНАЯ РОЛЬ. Дедлайн - 30 августа.

Рубрики

Как не надо писать пьесы — советы Николая Коляды («Евразия-2010″)

Николай Коляда

О пьесах

Есть известная поговорка: «Советы — как касторка: их лучше давать, чем принимать».
Понимаю, что умному советовать — только мешать. Понимаю и то, что мне часто говорят: «У тебя такой метод обучения студентов: делай как я. Или не делай как я».

И потому все нижеследующие советы по написанию пьес — абсолютно субъективны, и их вовсе не обязательно принимать, но всё же, прочитав адское количество пьес, я думаю: надо сказать драматургам, что, по-моему мнению, никогда нельзя делать, когда эту самую пьесу пишешь.
Так вот.

Никогда не начинайте пьесу со слов «Здравствуйте! Как поживаете?», или «Привет, как дела?», или «Добрый день! Я пришел!» или еще как-то в этом роде. Нельзя начинать с нуля. Начало должно быть в 80 градусов, если всю пьесу считать за 100 градусов. Никто кроме ваших родственников и друзей, любящих вас, не станет читать такую пьесу, а тем более в театре — режиссеры или актеры: скучно становится. И никто из зрителей, если пьеса будет всё же поставлена, не выдержит: в зале, в мягком кресле, в темноте — уснет. Уснет, если не будет на сцене «кипения».

Никогда не пишите исторических драм. Во всяком случае — на сегодня это совершенно умерший жанр: скучный, нудный. А тем более не пишите исторические драмы в стихах. Это вообще непереносимо читать и смотреть на сцене.

Никогда не делайте героями пьес Адама, Еву, Дьявола, Бога, Жизнь, Смерть и прочее. Это непереносимо. Дешевая философия, скучная, занудная, мертвая.

Никогда не пишите пьес об актерах, режиссерах, о непоступивших в театральный институт девочках и мальчиках, о закулисной жизни. В этом году таких пьес я прочел штук 50, наверное. И это всё чудовищно скучно. Это никому не интересно, потому что это то же самое, что писать подробно про сталеваров или еще кого. если ко мне, читающему строки про сталевара или актера написанное не имеет отношения — я не стану читать. Если я не узнаю о себе нового через жизнь закулисную — зачем мне эти разборки читать? Это какая-то их, закулисная, специфика, к жизни не имеющая никакого отношения. Каюсь, я написал много пьеса об актерах, но всегда пытался, чтобы это было о людях, ведь русский человек — всегда артист, всегда выпендривается, всегда играет. Мне кажется, что только так можно писать пьесу о закулисной жизни.

Никогда не помещайте своих героев в психиатрическую больницу, где любые их разговоры и поступки оправдываются автором тем, что — «Ну, дурдом, так что же — тут всё можно».

Никогда не пишите пьес, где действие пьес происходит на облаках, в аду, в раю, в параллельном пространстве и так далее.

Никогда не пишите в ремарках таких слов: «декорация, фонарь, авансцена, правая кулиса, левая кулиса» и прочее. Вообще не употребляйте таких специфических театральных слов: режиссер пусть разбирается, где стоит герой — на авансцене или в луче света в центре сцены. Пусть герои выходят не из правой кулисы, а из сада, с веранды или слезают с чердака, и не из левой кулисы, а с берега моря, из леса, с балкона или еще как. Напишите атмосферу, кусок жизни, не помогайте режиссеру — у вас другая профессия. Жизнь, люди, боль, характеры, а не картонная дешевая декорация должны быть в ваших пьесах. Вам разрешается написать лишь: «Темнота, занавес» — и всё. Ну, можно еще: «первое действие, второе действие». И хватит.

Никогда не пишите в ремарках: «с болью», «резко», «растерянно», «величаво» и прочую муть — не помогайте актерам, они сами разберутся, у них есть свои задачи, своя профессия, не прописывайте за них, что им надо делать. Разберутся без вас. Вы напишите так, чтобы было понятно, что это произносится «с болью», это — «растерянно» и так далее.

Никогда не пишите монопьесы. Писать их — высший пилотаж в профессии драматурга. Тут надо обладать черт знает каким техническим мастерством (кроме души и сердца), чтобы удержать внимание зрителя, показать характер человека с разных сторон и чтобы зрителю был бы интересен этот характер. Это жутко сложно. И играть сложно, и писать. И потому — не надо, а то всё это превращается в такую дурную прозу, где много восклицательных и вопросительных знаков и немыслимое количество ремарок, которые, по мнению автора, сообщают нам о передвижениях героя, о каких-то его внешних действиях, но не помогают в раскрытии характера, убивают интерес к чтению такой пьесы.

Никогда в пьесах для детей не сюсюкайте, не считайте детей за дебилов, они умнее вас и сразу видят — где правда, а где врут.

Ладно, хватит. Больше не буду. Это я под впечатлением прочитанных пьес разнылся. Потому что все пьесы похожи, как китайцы: у всех одни и те же беды.
Виноват.
Еще раз повторю: это мое личное, субъективное мнение и потому — не спорьте со мной, не переубеждайте меня, не доказывайте примерами. Я же не заставляю вас делать так, а советую, это вам выбирать.

Источник: http://kolyadanik.livejournal.com/1187309.html  (от 2010-05-01) 


Комментарии:

Оставить комментарий

  

  

  


8 − 1 =