DramaFond.ru продолжает публиковать беседы с драматургами в новом проекте «Кухня драматурга». Наши гости делятся своим опытом, раскрывают секреты мастерства, дают советы начинающим драматургам, рассказывают о своём пути в профессии.
Сегодня в рубрике «Кухня драматурга» интервью с Ириной Васьковской.
Ирина Васьковская – ученица Н.В. Коляды. В 2012 году пьеса «Уроки сердца» заняла третье место в номинации «Пьеса на свободную тему» на Международном конкурсе современной драматургии «Евразия».
В 2013 году пьеса «Март» заняла первое место в номинации «Пьеса на свободную тему» на конкурсе «Евразия», стала финалистом фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2013», вошла в шорт-лист Независимой литературной премии «Дебют». В 2014 году пьеса «Март» получила Гран-при и приз зрительских симпатий конкурса конкурсов «Новая пьеса» при Национальной театральной премии «Золотая маска».
Пьеса «Галатея Собакина» заняла первое место в номинации «Новая уральская драма» в конкурсе «Евразия-2014». Пьеса «Девушки в любви» вошла в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2014».
О СЕБЕ
Без какого события, без кого или чего вы никогда не стали драматургом?
В 2009 году (точно не помню) Николай Владимирович Коляда в своём ЖЖ устроил мастер-класс: пишешь пьесу на тему «Придорожное кафе», а Николай Владимирович её читает и оценивает. Я написала страниц семь – гигантский свиток, так мне тогда казалось. Николай Владимирович похвалил, и я, конечно, тут же решила, что я драматург.
Какие пьесы считаете своими удачами, какие – нет?
Пьес у меня всего шесть пока. Все ранние я не считаю – это настоящий мусор. А за эти шесть мне хотя бы не очень стыдно.
Есть ли в вашей жизни Мастер, Учитель, Гуру? Как он повлиял на вас?
Николай Владимирович Коляда. Это раз. А два – это любая хорошая пьеса.
Какие книги по мастерству драматурга для вас являются настольными?
Я прочитала три книги – «Между адом и раем» Митты, «Искусство драматургии» Эгри и «Жизнь драмы» Бентли. Конечно, это хорошие книги и они помогают, но главное, я думаю, не относиться к ним как к костылям. Иначе можно так на них и провисеть, шага не сделать.
Я однажды попробовала некоторые рецепты-советы оттуда применить, но у меня получилась какая-то инструкция для механической балалайки, а не пьеса.
О чем мечтаете (в драматургии и не только)?
Мечтаю написать хорошую, очень хорошую пьесу, а еще — поехать на тропический остров, посмотреть на океан.
Над чем сейчас работаете?
Сейчас пишу 3 пьесы и работаю над инсценировкой «Мадам Бовари».
ОБСТАНОВКА
Как выглядит ваше рабочее место, необходимо ли оно вам или можете писать в любом месте? Насколько важна обстановка? В каких условиях не сможете работать?
Мое рабочее место довольно грязное – валяются блокноты, ракушки, объедки, записки, везде кофе разлит и пр. Свинарник, короче, и неженственно. Лучше всего мне пишется на этом месте, но можно и в любом другом. Главное, чтобы было тихо. Обстановка важна: мало света, тишина, безлюдно, музыка, чайник. Много требований. Можно, конечно, писать, если кругом люди и они включили все лампы, открыли все форточки («а то душно») и поет, например, Валерия, но тут совсем другое – пишешь, чтобы случайно не ударить кого-нибудь. Хотя от стресса можно написать что-нибудь неплохое. У меня так случалось.
Есть ли ежедневная норма написанного или четкое расписание «от звонка до звонка»?
Никакой ежедневной нормы нет. Просто пишу каждый день.
Над сколькими проектами можете работать одновременно? Как распределяете свое время?
Над тремя точно могу. Но если нет сроков. Если есть, то над одним только. Когда сроков нет, а проекты есть, то делаю расписание: «Понедельник – пьеса № 1, вторник – пьеса № 2 и пр.».
ПРОЦЕСС
Как долго длится обычно сбор материала для новой пьесы и в чем он заключается?
Пьеса и сбор материала – одновременно. «Материалом» может быть всё: фотография, музыка, цитата и пр. Но обычно никакой целенаправленности нет – просто читаешь книгу и вдруг понимаешь: «Ага, вот этот кусок для меня». Потому что пьеса в голове всё время крутится, и к ней что-нибудь прилипает. Предварительный сбор информации — только если пишешь инсценировку или на заказ.
Прорабатываете ли вы предварительно структуру пьесы или сразу же начинаете писать? Если прорабатываете, то как это выглядит – схема на листе бумаги, план в голове, карточки на стене? На каком этапе окончательно выстраивается драматургия?
Если опять же инсценировка, то составляю план – сцена 1, сцена 2… и пр. Но иногда пишу сразу, потом как-то сама структура выстраивается.
Что делаете, если пьеса буксует на месте и ничего не пишется? Прошла ли мимо вас главная болезнь творческих людей – прокрастинация?
Не пишется – не пишу. Пьеса полежит, придет в себя, и я тоже что-нибудь придумаю.
«Writing is rewriting» — согласны с этим? Сколько редактур обычно делается перед окончательным вариантом?
Согласна. Очень. Редактур по 5 делаю. Это же самое важное.
РЕЗУЛЬТАТ
Пьеса написана. Что делаете дальше?
Пьеса написана. Надо нести ее на семинар, чтобы Николай Владимирович прочел. Ну и отправить на какой-нибудь конкурс.
Кто первым читает вашу новую пьесу? Есть ли сложившийся круг бета-ридеров? Советуетесь ли с кем-нибудь в процессе написания?
Есть три человека. Им даю почитать. Вернее, прошу прочитать. Их мнения жду со страхом и трепетом. С ними же и советуюсь.
Как относитесь к критике? Помогает она или мешает? В случае негативных оценок отмахиваетесь, прислушиваетесь или впадаете в депрессию?
Критика – да, помогает. Но настоящая критика. Не расплывчатое: «Ой, да фигня всё и уныло. И вообще, ты только про одиноких теток пишешь и про смерть, ну понятно – короче, уныло». Когда в таком роде негативные оценки, я обычно про себя улыбаюсь и думаю: «Может, и уныло да ты хоть так-то напиши». Ругаться очень легко, уж я-то знаю. Сказать по делу – нелегко.
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
С чего начать, где и как учиться драматургии? Как совершенствоваться?
Для начала можно повторить несколько правил русского языка: обращение отделяется запятыми с двух сторон. Ну, чтобы не позориться. Всё-таки надо знать русский, хотя бы программу 5-6 класса. В каком классе изучают правило, что частица «-ТО» пишется через дефис? Хорошо бы забыть все выражения типа «подсластить пилюлю» или «любовь – это непростая штука» и заветренные шутки-прибаутки. После этого можно заняться саморазвитием (если и с этим проблемы): читать, смотреть и пр., полистать историю архитектуры или «Образы Италии». Нельзя сказать, что всё это сделает из тебя хорошего драматурга, но выглянуть из болота полезно.
Как заявить о себе, куда податься молодому драматургу?
На все конкурсы посылать пьесы. Где-нибудь да победишь. Или к Николаю Владимировичу на семинар прийти с пьесой. Но это для смелых, потому что студенты беспощадны при разборе пьес.
Реально ли зарабатывать на жизнь только написанием пьес? Как выкручиваться – идти на ТВ, искать подработку?
Конечно, одними пьесами можно прокормиться. Я и сама несколько раз подзаработала писательством. Но все равно приходится работать – доход уж слишком непостоянный.
ЗАПОВЕДИ ДРАМАТУРГА
Попробуйте сформулировать несколько заповедей драматурга.
Я попробовала, но ничего не получилось, так что я просто процитирую Венедикта Ерофеева:
«- Я бы никогда не подумала, что на пяти страницах можно столько нанести околесицы! Это выше человеческих сил.
— Так ли уж выше! Если хотите, я нанесу ещё больше! Ещё выше нанесу!»
Комментарии: