Loading...
ДраматургамИнтервьюКухня драматурга

Кухня драматурга. Интервью. Ирина Гарец: «Для современного драматурга большая редкость быть востребованным»

DramaFond.ru  продолжает публиковать беседы с драматургами в рубрике «Кухня драматурга»Драматурги, имеющие в своём арсенале постановки в театрах, победы на драматургических конкурсах, участники лабораторий и фестивалей — делятся своим опытом, раскрывают секреты мастерства, дают советы начинающим драматургам, рассказывают о своём пути в профессии.

Сегодня в рубрике  «Кухня драматурга»  интервью с Ириной Гарец.

Ирина Гарец — драматург, руководитель Полтавской театральной лаборатории «ПолТеЛа». Практический психолог, учитель младших классов, руководитель туристических групп, экскурсовод, медсестра.
2005 г. — лауреат всеукраинского конкурса «Рукомесло» — 2-е место, со сказкой «Осенюшка».
2011 г. — пьеса «Мамин крестик» — шорт лист «Недели актуальной украинской пьесы» (Киев).
2012г. — пьеса «Горький сахар» — финалист «Недели актуальной пьесы».
2013г. — пьеса «Страна потерянных» — лонг-лист международного Волошинского конкурса.
2013г. — пьеса «Рондо allegro» — финалист международного фестиваля молодой драматургии «Любимовка», финалист «Недели актуальной пьесы».
2014 г. – пьеса «Вышел месяц из тумана», финалист «Первой читки» фестиваля «Пять вечеров» им. А. Володина, шорт-лист VII Международного конкурса современной драматургии «Свободный театр», пьеса,  особо отмеченная отборщиками фестиваля «Любимовка».

ajnj-6

О СЕБЕ

Без какого события, без кого или чего вы никогда не стали драматургом?

Евразия 2010.

Какие пьесы считаете своими удачами, какие – нет?

Мне кажется, что последняя пьеса удачная, потом она становится предпоследней и очень неудачной.

Есть ли в вашей жизни Мастер, Учитель, Гуру? Как он повлиял на вас?

Так, что б Мастер, Учитель, Гуру – это папа. Он научил думать, анализировать, верить в себя. Все творческие начинания поддерживал и поддерживает. «Перелом мозга», т.е. настоящее важное понимания что ты хочешь и зачем пишешь, и о чем пишешь произошел на мастер-классах Михаила Юрьевича Угарова. Он был приглашенным лектором на фестивале «Неделя украинской пьесы». Владимир Никитич Гориславец – харьковский гуру-учитель, который раскрывает новые смыслы и горизонты. Это три основных важных человека. А вообще, есть такая мудрость: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель». Так что учителей в жизни много, главное правильно усвоить уроки, что не всегда получается.

Какие книги по мастерству драматурга для вас являются настольными?

Мне стыдно признать, но их нет. Плюс это или минус, не знаю. Я скорее возьму пьесы Чехова и том с его письмами (нашла в и-нете выступление Дины Рубиной, которая рекомендовала их к прочтению, как лучший учебник для писателя, она оказалась права). Сценарии и пьесы Стругацких, Шварца, Горина, пьесы Петрушевской. Читаю современных авторов: Гремина, Угаров, Ворожбит, Курочкин, Пулинович, Дурненков, Крапивина, Михайлов, Стешик, Богославский, Пряжко, Марковский, Гуменный и многих других. Они все разные, но у каждого есть чему поучится.

О чем мечтаете (в драматургии и не только)?

Мечтаю найти помещение под свой небольшой театр.

Над чем работаете сейчас?

Работаю над новой пьесой «Артуха», над программой для эстетического воспитания детей театральными средствами. Над проектом «Семинар для современных драматургов на родине Гоголя». Правда, последнее в проекте, но по-потихоньку готовлю почву.

ОБСТАНОВКА

Как выглядит ваше рабочее место, необходимо ли оно вам или можете писать в любом месте? Вообще, насколько важна обстановка? В каких условиях не сможете работать?

Обычно это компьютерный стол дома. Главное, чтоб ты не смотрел на часы, потому что от мамы, жены, дочки, внучки, сестры, подруги, дизайнера, руководителя театральной лаборатории постоянно кому-то что-то нужно. Идеально, когда ты никому не должен или ты всех предупредил – отвалите. Но при этом у тебя чисто и есть что поесть. Потому что пыль, грязные полы и пустой холодильник — мешают. Я не жалуюсь, я радуюсь, что я нужна и важна моим родным и друзьям. Это правильно потраченное время. Просто его мало в сутках.

Есть ли ежедневная норма написанного или четкое расписание «от звонка до звонка»?

Нет. Но, наверное, нужно. По крайней мере, нужно попробовать. Это дисциплинирует. Не знаю.

Над сколькими проектами можете работать одновременно? Как распределяете свое время?

Желательно над одним. Но не всегда удается. Устаешь, теряешь качество. Очень хорошо, когда пишешь себе записку в завтра, со списком обязательных дел. И потом карандашом вычеркиваешь пункты.

ajnj-1

ПРОЦЕСС

Как долго длится обычно сбор материала для новой пьесы и в чем он заключается?

По-разному. Иногда ты готов и понимаешь тему за несколько дней, но скорей всего, это обман, это просто забытый тобой опыт. Иногда нужны месяцы для сбора интервью, прогулок по месту действия, анализа, что б было честно написано, о том, что ты понял и можешь себе доказать внутри, что это правда. В эти дни, если тема действительна твоя, к тебе приходит нужная информация из неожиданных источников.

Прорабатываете ли вы предварительно структуру пьесы или сразу же начинаете писать? Если прорабатываете, то как это выглядит – схема на листе бумаги, план в голове, карточки на стене? На каком этапе окончательно выстраивается драматургия?

Начинаю писать сразу, структура приходит во время работы. Мне нравится, что я не привязана к плану и имею полную свободу действий. Просто идет постоянная проработка вариантов, они начинают ссориться и доказывать в моей голове право на свое существование. Перечитала, что написала. Поняла, что норма психически здорового человека – очень размыта, как самооправдание.

Что делаете, если пьеса буксует на месте и ничего не пишется? Прошла ли мимо вас главная болезнь творческих людей – прокрастинация?

Откладываю на какое-то время, но ненадолго. Нужно садиться и писать дальше, пусть даже бред, есть ведь кнопки backspace и delete. Главное не расслабляться и не ныть, мол, не идет. Все идет, нужно работать.
Я не думала об прокрастинации, какое жуткое слово. Я скорей ленивая, нежели страдающая этим недугом. Мне, кажется, я ответственный человек, и стараюсь укладываться в сроки, по крайней мере не оставлять все на последний момент.

«Writing is rewriting» — согласны с этим? Сколько редактур обычно делается перед окончательным вариантом?

Есть пьеса, которая переписывается в седьмой раз, а есть такие, к которым применила одну-две редактуры и больше не хочу. Очень важно, когда пьеса востребована. Когда режиссер берет ее в работу и ты соглашаешься с его замечаниями, или актер, прорабатывающий роль, вносит что-то свое, и оно не портит, а наоборот выигрывает, в этих случаях редакции многочисленны. Но для современного драматурга большая редкость быть востребованным.

РЕЗУЛЬТАТ

Пьеса написана. Что делаете дальше?

Отдых несколько дней.

Кто первым читает вашу новую пьесу? Есть ли сложившийся круг бета-ридеров? Советуетесь ли с кем-нибудь в процессе написания?

Первым читает муж и подчеркивает желтым маркером все мои ляпы. Потом хвалит или нет. Дальше я разбираюсь с желтым цветом, где-то соглашаюсь, где-то нет. Потом папа читает. Обычно его все устраивает, он редко критикует.

Как относитесь к критике? Помогает она или мешает? В случае негативных оценок отмахиваетесь, прислушиваетесь или впадаете в депрессию?

Нормально я отношусь к критике. Даже, наверное, как мазохист жду — критикуйте меня, критикуйте. Хуже, когда сразу хвалят. Мне кажется это незаслуженным.

Новый драматургический язык уже найден? В какую сторону движется его поиск, кого считаете идущим в авангарде?

Мне кажется, что мы не успеваем за временем, вот, кажется, нашел, нащупал, ан нет, пришло что новое.
В авангарде – дети, наверное, подростки, их творчество и креатив.

ajnj-2

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

Советы начинающим драматургам:

Не бойтесь ничего. Не страшно ошибиться, страшно не сделать. Не расстраивайтесь, если вас не признали и вы что-то не выиграли. Это процесс длинный, он требует много жертв. Общие слова, расшифрую: чаще всего вы приобретаете статус – «Странного чувака» (как минимум) даже в своей семье, а не статус «Драматурга», жертвуете карьерой и деньгами (зарплатой) для того, что б больше времени уделить самообучению. Но когда вы встречаете на фестивалях, семинарах таких же «Странных чуваков», ваша жизнь наполняется радостью. Потому что «одним дыханием».

С чего начать, где и как учиться драматургии? Как совершенствоваться?

Много читать, перечитать все шорт и лонг-листы, стараться посещать все мастер-классы и семинары по драматургии и не только. Попадете на режиссуру и актерское мастерство – будет большим плюсом. Потому что процесс нужно понимать изнутри. Не стесняйтесь советоваться с важными для вас людьми.

Как заявить о себе, куда податься молодому драматургу?

Конкурсы. Их много. Можно, конечно свое произведение разослать во все театры. Завлиты утверждают, что читают все, что им присылают. А вдруг?

Реально ли зарабатывать на жизнь только написанием пьес? Как выкручиваться – идти на ТВ, искать подработку?

У меня не получается, скорее я несу расходы, нежели зарабатываю. Я мало встречала коллег, которые зарабатывают этим. Мне кажется, что нельзя рассчитывать на заработок априори. Если об этом думать, ты будешь не честен в своих работах, а будет некое заигрывание с читателями, режиссером или еще с кем-то, чтоб продать.
Я могу сделать баннер, листовку, рекламный проспект, сверстать газету-журнал и наполнить их. Сделать красивую схему компьютерной вышивки и вышить. Планирую в этом году запустить новый проект с рабочим названием «Дети и Театр».

ЗАПОВЕДИ ДРАМАТУРГА

Попробуйте сформулировать несколько заповедей драматурга:

— Будь честен
— Не ленись
— Тебе должно нравиться то, что ты делаешь.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *