DramaFond.ru продолжает публиковать беседы с драматургами в рубрике «Кухня драматурга». Драматурги, имеющие в своем арсенале постановки в театрах, победы на драматургических конкурсах, участники лабораторий и фестивалей — раскрывают секреты мастерства, дают советы тем, кто хочет стать драматургом, рассказывают о своём пути в профессии.
Сегодня подробностями своей «драматургической кухни» делится Юлия Тупикина.
Юлия Тупикина — драматург, сценарист, журналист по образованию (Красноярский государственный университет), в 2010 закончила ВКСР (мастерская Людмилы Голубкиной и Олега Дормана, кинодраматург).
Постановки:
2014, «Ба», Саратовский театр драмы им.Слонова, реж. Сергей Щипицын
2014, «Ба», Коляда-театр, реж. Николай Коляда
2014, «Ба», Красноярский драматический театр им.Пушкина, реж. Евгений Ланцов.Победы в драматургических конкурсах:
2014г., Любимовка, пьеса «Учебник дерзости»
2014г., Евразия, 1 премия пьеса «Офелия боится воды»
2014г., Евразия, шорт-лист, пьеса «Учебник дерзости»
2014г., Свободный театр, шорт-лист, пьеса «Офелия боится воды»
2013г., Евразия, пьеса «Ба»
2013г., Любимовка, пьеса «Ба»
2012г., Евразия, пьеса «Бэби-блюз»
2011г., Кино без пленки, сценарий «Велосипед»Публикации:
«Современная драматургия» №4, 2013 – пьеса «Ба».
«Современная драматургия» №1, 2013 – пьеса «Бэби-блюз».Фильмография:
«По аэродрому», 2014, реж. Мария Рашева.
«Велосипед», 2013, режиссёр Андрей Тревгода, США.
«ПАПАлся», 2010, режиссёр Геннадий Фадеев.
О СЕБЕ
Какие события больше всего повлияли на вас как на драматурга?
Это был декретный отпуск, книга «Путь художника» Джулии Кэмерон и подруга Ира Волкова, которая за несколько лет до этого отучилась на режиссера на ВКСР (Высшие курсы сценаристов и режиссеров – наряду со ВГИКом старейшее заведение по подготовке кинодраматургов и кинорежиссеров). Мне повезло – я училась у Олега Дормана и Людмилы Голубкиной – они преподавали нечто большее, чем ремесло. Второй вехой стала победа на Евразии-2012 с моей первой пьесой «Бэби-блюз» — и потом ещё два года подряд, Николай Владимирович не был моим учителем, но стал каким-то крёстным папой – он первый меня заметил, выделил, даже поставил мою пьесу у себя в театре – и опять же, главным для меня стало знакомство с этим человеком, возможность посмотреть его спектакли, узнать о той микро-вселенной, которую он создал вокруг себя в Екатеринбурге и благодаря которой столько людей выбрали театр. И третьей очень важной вехой стала Любимовка – я там победила в 2013 году с пьесой «Ба» — и это было круто: сбылась моя мечта. Ведь после окончания ВКСР мне так и не удалось продать ни одной своей заявки, и когда я забрела случайно как зритель на Любимовку, то мгновенно решила написать пьесу – чтобы попасть в эту секту, быть рядом с этими прекрасными свободными людьми.
Есть ли в вашей жизни Мастер, Учитель, Гуру?
Да, Олег Дорман. Это очень высокая планка, и я ни фига не дотягиваю – но не теряю надежду.
Какие книги по мастерству драматурга/сценариста для вас являются настольными?
Никакие. Никакая теория вообще. Нет такой теории. Любая теория сразу становится какой-то второй свежести, мне кажется. Всё познаётся на практике, нет ничего лучше.
Над чем работаете сейчас?
Над интерактивной пьесой и одной пьесой про учёного.
ОБСТАНОВКА
Как выглядит ваше рабочее место, необходимо ли оно вам или можете писать в любом месте? Вообще, насколько важна обстановка? В каких условиях не сможете работать?
Да, мне важно, чтобы это место было горизонтальное – подойдёт кровать или диван, чтобы было тихо и никто не мешал. Могу также работать сидя в кафе, в окружении людей, чтобы они что-то говорили, шумели. Могу работать в плохом настроении, в хорошем – мне кажется, это хорошая привычка – каждый день работать.
Есть ли ежедневная норма написанного или четкое расписание «от звонка до звонка»?
Нет нормы, нет расписания, но каждый день что-то должно быть написано или обдумано и выношено, или какие-то материалы для будущей пьесы прочитаны.
ПРОЦЕСС
Над сколькими проектами можете работать одновременно? Как распределяете свое время? Сколько в среднем пишется одна пьеса?
Я для себя определила: шесть пьес/сценариев в год. Значит, в среднем 2 месяца на текст. Лучше всего работать над одним только, полностью ныряя и погружаясь в него – это как и в любви.
Как долго длится обычно сбор материала для новой пьесы и в чем он заключается?
Бывает, что пьеса требует не меньше месяца сбора материала – для пьесы о Варшавском гетто я собирала его 2 месяца. Бывает, хватает недели, как для пьесы «Джульетта выжила» — читала разные публицистические и научно-популярные статьи про наше будущее, и кайфовала – а потом написала эту пьесу про 2056 год. Для пьесы «Ба» сбор материала состоял в воспоминаниях – я просто вспоминала слова и истории своей бабушки.
Перед вами чистый лист бумаги или пустая страница Word’а. Как рождается пьеса? С чего начинаете, как продолжаете и как заканчиваете работу? Как разрабатываете персонажей, сюжетные линии, на что обращаете внимание при написании диалогов?
Ой, ну, у меня есть такой список идей – там очередь, уже больше 15 их. И надо волевым решением выбрать одну, начать её вынашивать – как и для рождения ребёнка. Для меня важно сначала увидеть персонажей – придумать их, и дальше они сами как-то начинают говорить, что-то делать. Диалоги стараюсь брать из жизни, вдохновляться живыми людьми. Жизнь такая богатая, обильная, так и льётся на тебя поток – успевай только запоминать и фиксировать. Дальше я слежу, чтобы сложилась кардиограмма: взлёты и падения, пики – чтобы дыхание у будущих читателей/зрителей тоже немножко сбивалось, замирало на секунду. И если кардиограмма удачная – то пьеса оживает.
Прорабатываете ли вы предварительно структуру пьесы или сразу же начинаете писать? Если прорабатываете, то как это выглядит – схема на листе бумаги, план в голове, карточки на стене? На каком этапе окончательно выстраивается драматургия?
Мне ужасно нравятся эти слова: структура, архитектура. И я их использую, но как-то интуитивно, не механически. Вообще, стараюсь не впускать в себя теорию, мне всё время кажется, что есть какие-то более важные вещи: например, с двух семинаров Нила Ландау я вынесла только слово «уязвимость» — и это очень важно для меня слово, я часто думаю о нём, и считаю, что это правда очень важно – прописывать уязвимость героя, строить вокруг этого.
Что делаете, если пьеса/сценарий буксует на месте и ничего не пишется? Прошла ли мимо вас главная болезнь творческих людей – прокрастинация?
Я иду гулять. Нужно долго идти, желательно вдоль моря, и просто держать в себе текст, быть с ним, разговаривать с ним, с героями. И ответ придёт. Всё время что-то буксует – это нормально, это признак того, что всё движется, потому что мёртвенькое не буксует, а разлагается. Вообще, нужно мучиться, психовать, немножко скулить от бессилия – это нормальные признаки творчества.
«Writing is rewriting» — согласны с этим? Сколько редактур обычно делается перед окончательным вариантом?
Чаще всего я ничего не переписываю, но бывают исключения. Но я не перфекционист.
РЕЗУЛЬТАТ
Кто первым читает вашу новую пьесу? Есть ли сложившийся круг бета-ридеров? Советуетесь ли с кем-нибудь в процессе написания?
Да, есть несколько близких друзей и просто друзей – по ним сверяюсь, но не в процессе – после завершения уже.
Пьеса написана. Что делаете дальше? Отправляете ли или отправляли раньше пьесы на драматургические/сценарные конкурсы? Какие? Как участие в конкурсах вам помогло?
Сразу же отправляю. Есть значимые люди, режиссёры, есть любимые конкурсы – Евразия и Любимовка, Свободный театр. Участие в конкурсах – самое потрясающее, что я пережила как драматург: тебя выделяют, награждают, делают читку – что ещё надо? Только чтобы в театре ставили да кино снимали ))
Как взаимодействуете с театрами и киностудиями – отправляете свои пьесы по всем театрам веерной рассылкой, или только знакомым режиссерам, или они сами к вам обращаются, что-то другое?
Веерно не рассылала ещё, может быть, стоит попробовать – Родион Белецкий советует стучать во все двери. Я размещаю на своём сайте, отправляю в библиотеку Ефимова, знакомым режиссёрам, конечно, знакомым актёрам. Хочется расширить, кстати, список этих людей – режиссёров и актёров. Что касается киностудий – ни разу мне не пришёл ответ оттуда, так что киностудии остаются для меня загадкой, ничего не могу сказать про них.
Как относитесь к критике? Помогает она или мешает? В случае негативных оценок отмахиваетесь, прислушиваетесь или впадаете в депрессию?
Критика должна быть от значимого человека, тогда она полезна. Негативная критика от незнакомого не имеет смысла: выслушать можно, впустить в себя – нет. Всегда хорошо, когда неодобрение как-то уравновешивается одобрением – тогда это безопасно для ранимого драматурга, который и так рискнул обнажиться прилюдно. Но я стараюсь ловить только то, что откликается в людях, а не то, что они не поняли (всем нравиться невозможно), либо то, что мне скажет человек, мнению которого я доверяю.
Новый драматургический язык уже найден? В какую сторону движется его поиск, кого считаете идущим в авангарде?
Красота – в разнообразии, как известно, и не бывает самой соснистой сосны. Как можно сказать: он найден? В ту же минуту он устареет. Поэтому, продолжаем двигаться и наслаждаться ))
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
Советы начинающим драматургам:
Идти в поля: подслушивать, подсматривать и записывать на диктофон.
С чего начать, где и как учиться драматургии? Как совершенствоваться?
У Олега Дормана, у Николая Коляды, либо читать шорты и каждый день писать.
Как заявить о себе, куда податься молодому драматургу или сценаристу?
Конкурсы, конечно.
Можно ли зарабатывать на жизнь только написанием пьес или сценариев? Как выкручиваться – идти на ТВ, искать подработку?
Не знаю. Опыт Николая Владимировича и Ярославы Пулинович показывает, что можно, опыт многих, ушедших в телевизор, говорит, что нет – решать индивидуально.
ЗАПОВЕДИ ДРАМАТУРГА
Попробуйте сформулировать несколько заповедей драматурга.
Я бы сформулировала одну: брать не из головы, а из сердца и из жизни.
Фото — Николай Титов и из личного архива драматурга.
Читать еще интервью «Кухни драматурга».
Комментарии: