Вторая часть советов от американского драматурга Луиз Пенберти (Louise Penberthy), ведущей блог и сайт с советами начинающим и опытным драматургам и писателям. Она побывала на конференции Американской Гильдии драматургов и записала несколько интересных упражнений по работе над диалогами.
Первая часть: Упражнения для писателей. Часть 4: Как найти и исправить ошибки в диалогах? — 1
Проблема №3: Нет подтекста, персонажи говорят то, что на самом деле думают
Персонажи, говорящие то, что думают, объясняющие смысл своих слов вновь и вновь, — это ошибка.
Думайте о диалоге как о Лохнесском чудовище
Драматург Кэйт Снодгрэсс (Kate Snodgrass), выступавшая на конференции Гильдии драматургов, предложила этот способ: представляйте ваш диалог в виде Лохнесского чудовища.
Вы можете никогда не увидеть Лохнесское чудовище в озере, но знаете, что оно где-то там, в воде. Так и в диалоге — слова, которые говорят ваши персонажи, — это поверхность озера Лох-Несс. А подтекст, настоящий смысл реплик — это чудовище под водой.
Так что решите, какое Чудовище у каждого вашего персонажа, и проверьте, спрятано ли оно под водой.
Ищите в хороших пьесах примеры подтекста в диалогах
Если вы знаете, что случилось с персонажами, что их беспокоит их сейчас, то вы поймете истинный смысл их слов — для этого им не нужно ничего объяснять.
Проблема №4: в диалоге нет смысла
Драматург Дин Коррин (Dean Corrin) говорит, что сам по себе диалог не ценен, он важен только, если в нем есть цель для персонажа.
Диалог, который нужно вырезать
С помощью этого диалога вы объясняете, где персонажи находятся? Вырезайте этот диалог.
С помощью этого диалога вы что-то показываете или объясняете? Вырезайте.
Диалог, который нужно оставить
В этом диалоге персонаж изо всех сил пытается получить что-то, что-то ему нужно, от другого персонажа? Такой диалог оставьте.
Диалог, в котором всего слишком много
Один диалог не должен содержать в себе смысл всей пьесы. Не должен.
Диалог — это код пьесы, ее шифр.
Представьте, что вы написали пьесу — с ремарками, диалогами, действием, а потом убрали все, что не является диалогом. Тот, кто будет читать вашу пьесу, должен быть в состоянии понять историю, исходя только из диалога.
Проблема №5: персонажи говорят одинаково все время
Драматург Дин Коррин также советует помнить, что люди в разных ситуациях разговаривают по-разному — все зависит от того, с кем они говорят.
Так что подумайте, как будет говорить ваш герой с одним персонажем и как — с другим.
В качестве упражнения придумайте, как бы ваш герой разговаривал со своим супругой/супругом, подчиненным, полицейским, врачом, старым другом, таксистом и т.д.
Автор — Louise Penberthy.
Источник — блог Louise Penberthy . Перевод — Маша Эшкинд.
Читать еще:
Упражнения для писателей. Часть 1: Развиваем воображение
Упражнения для писателей. Часть 2: Работаем над диалогами
Упражнения для писателей. Часть 3: Работаем над стилем — 1
Упражнения для писателей. Часть 4: Как найти и исправить ошибки в диалогах? — 1
Комментарии: