Loading...
ДраматургамИнтервьюКак написать пьесуКак написать сценарийКухня драматургаЛикбезОбратная связьПишем прозуСценаристамУчебники драматургииУчебники кинодраматургии

Советы драматургам, сценаристам и писателям. Выпуск 2. Лучшее за осень

fall

Лучшее из опубликованного на Dramafond.ru за прошедшую осень в виде небольшого дайджеста с полезными советами для драматургов, сценаристов и писателей.

КАК НАПИСАТЬ…

  • …СЦЕНАРИЙ С ЧЕТКОЙ СТРУКТУРОЙ:

1 страница — Первая картина

Пункт «первая картина» очень важен, он дает понять настроение, стиль и ритм картины, вводит образ героя. В рамках этого пункта происходит раскрытие образа героя, есть возможность увидеть краткую характеристику персонажа «до», с которым нам предстоит проделать долгое путешествие по фильму. Бывает и так, если сценарист действительно сделал свою работу отлично, что можно увидеть и персонажа «после». Как и многие другие пункты нашей формы, у данного пункта есть соответствующая ему пара, пункт «заключительная картина». Это два сегмента одного целого. Присутствие этих двух противоположных друг другу сцен дает четкое представление о происходящем изменении сюжета, подчеркивает его драматичность и эмоциональный подъем. Зачастую, чтобы понять, насколько глубок и интересен сценарий, актеру стоит прочитать лишь первые и последние 10 страниц. Если из них не ясна интрига, обычно сценарий идет в мусорную корзину.

Читать далее — Структура сценария Блейка Снайдера

  • …ДИАЛОГ: 

1. Записывайте за собой все, что говорите в течение дня.

Посмотрите на особенности своей речи. Вы можете обнаружить, что говорите меньше, чем думаете. Большинство говорит короткими фразами. Убедитесь, что вы редко разговариваете полноценными законченными сентенциями.

2. Выберите многолюдное место — ресторан, бар, торговый центр. Записывайте обрывки подслушанных разговоров. Не надо пытаться захватить целый разговор. Проследите немного за одной беседой и затем переходите к другой.

3. Проверьте реакции людей на один и тот же вопрос.
Придумайте вопрос, ответ на который предполагает хотя бы небольшое рассуждение. Задайте его разным людям. Сравните их ответы, фокусируясь на особенностях речи и словах.

4. Выберите несколько отличных друг от друга передач и ТВ-шоу: ситком, новости, драму, ток-шоу, «магазин на диване», спортивную программу. Зафиксируйте их на бумаге в виде диалогов.

Можно сравнить и два шоу в одном жанре.

Возьмите одно любимое шоу и одно, которое вам совсем не нравится.
Сравните диалоги в художественных шоу и документальных телепрограммах. Обращайте внимание на приветствия, описания действий, законченные предложения, слэнг, слова-паразиты наподобие «типа», «знаешь», «ну», «ээ» и т.д. Следите, как меняются разговорные «опоры» в зависимости от формата и качества шоу.

Читать далее — Упражнения для писателей. Часть 2: Работаем над диалогами

КАК ПРИДУМАТЬ…

  • …ИНТЕРЕСНОГО ГЕРОЯ:

Каждый раз, когда создаю комедийные персонажи, я выделяю у них основной комедийный аспект (ОКА). В жанре драмы или трагедии этот комедийный аспект можно назвать доминирующей чертой или основной индивидуальной особенностью характера.

Что за особенность? Поясню, поскольку это важно. У любого персонажа есть нечто, что выделяет его из толпы; то, как он воспринимает самого себя, остальных людей и весь мир в целом.
Какая доминирующая черта Скруджа? Жадность. Он смотрит на мир с точки зрения скряги. Какая основная индивидуальная особенность Ганнибала Лектора? Людоед. Конечно, он интеллектуал, но не интеллект выделяет его из толпы. Вспомните персонажа Евгения Евстигнеева из фильма «Берегись автомобиля». Евстигнеев в роли театрального режиссёра. Комедийный аспект или основная индивидуальная особенность этого персонажа – «некомпетентность», точнее — «футбольный тренер». Режиссёр ведёт себя в театре, как тренер футбольной команды. Или знаменитая троица — Трус, Балбес и Бывалый. Несложно догадаться, какой была доминирующая черта (или ОКА) каждого из них.

Читать далее —  3D персонажи. Как создать главного героя?

…ПЬЕСУ:

Сбор материала, осмысление и написание – довольно быстрые процессы. Больше всего времени уходит на поиск того, что заставит тебя снова быть живым (чувствовать, вырабатывать эмоции), что включит тебя как проигрыватель, способный к воспроизводству каких-то «звуков». Твоя тема может найти тебя только в том случае, если ты будешь тоже искать ее и делать что-то, что выведет тебя из твоего привычного существования. Для меня таким творческим толчком часто является участие в социальных проектах. Они выбрасывают меня на новые, всегда некомфортные территории – это тюрьмы, детдома, дома престарелых и прочее. В зоне комфорта и в привычной обстановке тема никогда не найдет тебя. Просто потому, что она ходит другими, сложными и опасными дорогами. Вопрос только, на что ты готов, чтобы пойти за ней.

Читать далее — Кухня драматурга. Интервью. Мария Зелинская: «Горе, беспокойство, тоска, чувство вины – вот, что помогает работать»

fall2

КАК РАЗВИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ?

  • Прокрутить ситуацию, которую нужно снять, с прямо противоположной точки зрения – т.е. попробовать отнестись к событию с точностью до наоборот – и, соответственно, попытаться раскрутить ситуацию (а значит действия, отношение к ним, выявить важные детали, фразы, подтексты) с этой новой точки зрения. (Напр. с точки зрения антигероя или вашего оппонента, реального или предполагаемого – стать на какое-то время, естественно только в воображении, на позицию наркомана, бюрократа, рецидивиста и т.д.) Это дает возможность приблизится к пониманию других ощущений, чувств, логики, чтобы найти точные контраргументы, а так же выявить и использовать их для передачи в пластике внутреннего мира и состояний антигероя.

Что, если бы главным героем “Гамлета” Шекспир сделал бы Клавдия и написал бы пьесу с его точки зрения? А если бы Лаэрта? Или как наблюдение Призрака?

Читать далее — Упражнения для писателей. Часть 1: Развиваем воображение

ЧТО ДЕЛАТЬ…

  • …ЕСЛИ ПЬЕСА НЕ ПОПАЛА В ЛОНГ ИЛИ ШОРТ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО КОНКУРСА: 

1. Прочитать все пьесы, вошедшие в шорт-лист. 2. Прочитать шедевры мировой драматургии (этого задания хватит на всю жизнь). 3. Поставить себя на место эксперта и жёстко, так, как может человек только сам с собой, проанализировать свой текст. 4. а) Послать на другой конкурс. б) Не послать на другой конкурс. 5. Написать новую пьесу. 6. а) Послать на конкурс. б) Не послать на конкурс.

Читать далее — Обратная связь. Конкурс новой драматургии «Ремарка»: «Если чувствуете, что не можете не писать – пишите»

  • …ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ, ХОРОШАЯ ЛИ У ТЕБЯ ПЬЕСА:

Слишком субъективные определения – хороший, лучший. Думаю, что внутренняя оценка автора своей пьесы строится по индивидуальным каким-то законам. Для меня, опять же, больше всего, наверное, важен язык пьесы. И всегда подкупает, когда в пьесе молодого автора ты чувствуешь что-то личное, какую-то свою боль.

Читать далее — Обратная связь. Фестиваль молодой драматургии «Любимовка»: «Пьес хватает, не хватает современного театра»

КАК  ОТНОСИТЬСЯ…

…К КРИТИКЕ: 

Критика должна быть от значимого человека, тогда она полезна. Негативная критика от незнакомого не имеет смысла: выслушать можно, впустить в себя – нет. Всегда хорошо, когда неодобрение как-то уравновешивается одобрением – тогда это безопасно для ранимого драматурга, который и так рискнул обнажиться прилюдно. Но я стараюсь ловить только то, что откликается в людях, а не то, что они не поняли (всем нравиться невозможно), либо то, что мне скажет человек, мнению которого я доверяю.

Читать далее — Кухня драматурга. Интервью. Юлия Тупикина: «Мне кажется, это хорошая привычка – каждый день работать»

…К ПЕРСОНАЖАМ:

Работать с персонажами интереснее всего на стыке любви и презрения, потому что для меня человек — это существо достаточно презренное, но вместе с тем и любимое. Особых претензий у меня к нему нет, но есть очень сильные стилистические упреки.

Читать далее — Правила драматурга: Максим Курочкин

books_fall

ЧТО ПОЧИТАТЬ…

  •  …ДРАМАТУРГАМ, СЦЕНАРИСТАМ и тем, кто хочет ими стать:

Линда Сегер «Как хороший сценарий сделать великим»

Роберт Макки «История на миллион долларов»

  • …ПИСАТЕЛЯМ и тем, кто хочет стать писателем:

Стивен Кинг «Как писать книги»

Джеймс Н. Фрей «Как написать гениальный роман»

 КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ?

  • Мы продолжаем наш опрос среди студентов и выпускников творческих вузов и литературных курсов, который может помочь увидеть реальную картину нынешнего литературного образования и помочь определиться с выбором «Куда пойти учиться?» тем, кто хочет стать драматургом, сценаристом или писателем.

Если вы окончили литературные/сценарные курсы, ВГИК, СПбГУКиТ, Литературный институт, ЕГТИ, любой другой профильный вуз по специальностям «драматургия», «сценаристика», «литературный работник», то просим заполнить эту форму.

Читать еще по теме:

Советы драматургам, сценаристам и писателям. Выпуск 1. Лучшее за лето

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *